По словам древних ученых-медиков, мумие обычно бывает двух типов: минерального происхождения, добывающееся в горных местностях, и искусственное. К нему относится так называемое «человеческое мумиё», о котором составитель авторитетной в свое время фармакопеи восточной медицины «Тухфатал мумин» («Подарок правоверным») Абдалмумин Мухаммад Мумин Хусайни писал: «В древние времена было принято мумифицировать трупы, чтобы сохранить их от гниения на долгое время.
Труп обрабатывали мумие, медом, смолой, дегтем и другими веществами. После затвердения он сохранялся в течение очень долгого времени. Впоследствии такие могилы с трупами иногда обнажались сильными бурями или мумии уносились потоками воды и выбрасывались на берег моря, реки. Мумифицированные трупы оказывались на поверхности земли. Невежественные люди принимали эти трупы за настоящее мумие. На самом деле такое мумие может быть полезным только для применения снаружи - при переломах и травмах, но принимать его внутрь ни в коем случае нельзя, потому что в этом случае человек станет слепым и даже потерпит другие, опасные для жизни последствия...».
Аналогичные сведения приводил в ХIV в. и автор сочинения «Шифал-Аскам» Хизар ибн Алхаттоб. А вот что писал Мухаммад Хусайн о человеке, который совершил путешествие в Европу и Африку в середине ХVIII в.: «Во время путешествия в Египте он встречался с одним табибом и видел у него целый мумифицированный труп, который они (египетские табибы) употребляли как наружное средство при переломах костей». Далее идет описание человеческого мумиё: «...У него кожа, мускулы и мелкие кости... превратились в однородную, черную, блестящую, липкую и очень вонючую массу, внутри этой массы, как сам наблюдал, находились мелкие хрупкие кости».
В арабском словаре «ал-Мунджид» («Достоверный словарь») Алманор Люис Маглуб указывает, что египтяне для сохранения трупа смазывали его мумиё и считали, что это единственное медикаментозное средство, предотвращающее порчу трупа. Этот метод употребляли и арабы.
|