Планирование флюорографических обследований железнодорожников проводится следующим образом. Сначала предусматривают обследования работников, подвергающихся ежегодным медицинским осмотрам врачебно-экспертными комиссиями. Эти контингенты обследуют в поликлиниках, куда они специально приезжают на один день. Кроме того, на стационарные флюорографические кабинеты дорожных поликлиник и больниц возлагается обследование впервые обращающихся в поликлиники и стационарных больных, работников дорожных организаций, расположенных в непосредственной близости от лечебно-профилактического учреждения. С мест подаются заявки на остальное население (станций), которое подлежит обследованию передвижным флюорографическим кабинетом в будущем году. На основе этих заявок заведующий рентгенофлюорографическим кабинетом дорожной больницы (дорожного тубдиспансера), разрабатывает примерный план-график обследования, утверждаемый руководством врачебно-санитарной службы дороги. В нем указываются примерный срок обследования отделений дороги без точных дат (например, конец марта - начало апреля), число дней работы на отделении в целом и на каждой станции, маршруты переездов передвижных флюорографических кабинетов и необходимое для этого время. Выписка из плана высылается в отделенческие больницы и СЭС. Примерно за 2 нед руководителям отделенческих больниц и СЭС телефонограммой сообщают точную дату прибытия в отделение передвижного флюорографического кабинета. После этого на отделении (узле) разрабатывается точный, с указанием дней и часов обследования, план-график. В нем указываются маршрут следования, время затрачиваемое на переезды, по каждой станции число людей, подлежащих флюорографии в передвижном кабинете. Перечисляются должностные лица, ответственные за организацию потока обследуемых и продвижение флюорографического кабинета, смонтированного в железнодорожном вагоне, по линии.
В состав флюорографической бригады, обслуживаюшей кабииет, смонтированный в железнодорожном вагоне, входят врач-рентгенолог, рентгенолаборант и медицинская сестра. Каждый рентгенолог дорожного рентгенофлюорографического отделения делает за год 5 - 6 выездов 2-недельной продолжительности. Рентгенолаборанты и медицинские сестры совершают по 12 - 13 поездок в год. Проводники состоят в штате вагонного депо, к которому приписан вагон. На станцию приписки для экипировки бельем и технического осмотра вагон прибывает не более 2 раз в год. Остальное время он находится на линии, где и производится смена флюорографических бригад. Состав бригады, обслуживающей флюорографический автобус, такой же, но при обследовании близко расположенных к дорожной больнице (дорожному тубдиспансеру) районов пленка обрабатывается и интерпретируется в дорожном рентгенофлюорографическом отделении и врач с бригадой не выезжает. Дорожные передвижные флюорографические бригады производят съемку по 6 ч в день. Время флюорографического обследования согласовывается с режимом работы на обслуживаемых производствах.
Передвижная флюорографическая бригада на железной дороге обследует в среднем 100 - 120 человек в день. Это сравнительно небольшая нагрузка для врача, который получает возможность участвовать в повторном чтении пленки, проведении контрольного дообследования, организации потока обследуемых и проверке работы по флюорографии в линейных амбулаториях и фельдшерско-акушерских пунктах. При выявлении подозрительных на патологию изменений в органах грудной клетки вызов на дополнительное контрольное обследование осуществляется через противотуберкулезные кабинеты, линейные амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты. Такое дообследование проводится во флюорографическом вагоне, а если из-за переезда это сделать не удается, список нуждающихся вместе с опи-санными флюорограммами передается фтизиатру противотуберкулезного кабинета (при подозрении на туберкулез) или в амбулатории. Дообследование этих людей проводят во флюорографических или рентгенодиагностических кабинетах отделенческих (узловых) больниц и поликлиник.
Условия работы в передвижном флюорографическом кабинете, смонтированном .в железнодорожном вагоне, близки к условиям стационарного кабинета. Поэтому и нагрузки на стационарный кабинет поликлиники и флюорограф в вагоне примерно одинаковы. 89 % рабочих дней используются для обследования, 6 % - на переезды, 3 % - на экипировку и 2 % - на неплановый ремонт. Передвижные флюорографические кабинеты, смонтированные в железнодорожных вагонах, обеспечивают полноценное по качеству и периодичности флюорографическое обследование железнодорожников и членов их семей. Однако при обследовании населения крупных железнодорожных узлов, распространяющихся в глубь территории, невозможно обойтись без флюорографических кабинетов, смонтированных в автобусах. Автобусы менее удобны в работе, чем вагоны; работать в фотолаборатории автобуса трудно. Поэтому процент технически непригодных для чтения флюорограмм в автобусах обычно в 2 раза выше, чем в вагонах или стационарных кабинетах. Из-за затрудненных условий работы в автобусах в 28 % случаев причинами технического брака оказываются ошибки рентгенолаборанта.