Последние 15 - 20 лет внимание исследователей, изучающих процессы адаптации (А), было сосредоточено на характеристике воздействия экстремальных факторов среды: высоких и низких температур, гипоксии, невесомости, длительной работы без сна, изменении биоритмов и напряжении функциональных систем при переезде в другие поясные зоны и т. д. Причем все эти исследования велись преимущественно на взрослых людях.
В практическом и теоретическом плане стоит проблема адаптации человека к различным внешним экстремальным воздействиям и влияниям, вызывающим изменения, не выходящие за рамки физиологических. Эта проблема имеет особое значение в связи с социальными и многими другими факторами: быстрым изменением среды и необходимостью долгосрочного прогнозирования, эндогенными (биологическими, физиологическими и психологическими особенностями человека и особенно развивающегося организма ребенка), экологическими - обеспечением не только сохранения, но и прогрессивного развития последующих поколений человеческой популяции.
В 1972 и 1975 гг. вышли два сборника с изложением результатов антропометрических, медико-генетических и физиологических исследований взрослых людей, проживающих на Крайнем Севере, в разных зонах Средней Азии, Казахстана и в условиях высокогорья. Данные этих исследований представляют широкий общебиологический интерес в связи с постановкой проблемы «человек и среда». В результате адаптации возникает перестройка функций, становление их на новый уровень регулирования, повышается устойчивость организма к воздействию факторов внешней среды. Физиологические механизмы, обеспечивающие реакции адаптации и дезадаптации, более или менее раскрытые при экстремальных воздействиях на взрослых людей, оказываются почти не изученными при воздействии на растущий и развивающийся организм детей и подростков и особенно при воздействии обычных, неэкстремальных факторов.
Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности при различном чередовании этих видов деятельности и отдыха в учебном дне, неделе и в течение года в период 1949 - 1975 гг. изучалась довольно широко. Было установлено, что работоспособность, как и другие показатели функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) школьников, находится в тесной связи прежде всего с состоянием здоровья, режимом обучения, видов отдыха, его продолжительностью и условиями организации, с режимом дня юных спортсменов во время тренировочных сборов и соревнований.
Исследованиями гигиенистов доказано, что изучение динамики общей умственной работоспособности, условнорефлекторных, поведенческих и других реакций, отражающих степень развивающегося утомления, изменения состояния здоровья, при прочих равных условиях, позволяет дать физиолого-гигиеническую оценку обучения школьников по действующим учебным планам и программам в условиях, в большей или меньшей степени отвечающих требованиям гигиены. Вместе с тем крайне недостаточно раскрыты динамика работоспособности, функциональной активности головного мозга, асимметрия кровонаполнения его полушарий, изменения вегетативных функций, степени напряжения эндокринной системы, функционального состояния сердечно-сосудистой системы, причинно-следственная связь между высокой степенью утомительности статической нагрузки и изменениями центральной, регионарной и периферической гемодинамики, системы крови, обменных процессов, а также сдвигами в компонентах, характеризующих состояние здоровья учащихся в процессе А к учебной нагрузке при различной организации учебных занятий и режима продленного (полного) дня в общеобразовательной школе.
Выявление наиболее рационального режима обучения и продленного дня представляется особенно важным в свете декабрьского постановления Совета Министров «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду». Предусматривается «дальнейшее развитие и улучшение работы детских садов и яслей, школ (групп) с продленным днем».
Школа продленного дня, являясь новой ступенью в развитии советской школы, в большей мере позволяет использовать достижения педагогики и опыт, накопленный работой групп (классов) продленного дня. Школа продленного дня открывает возможности успешного решения проблемы перегрузки учащихся, рациональной организации их физического и трудового воспитания, повседневного активного отдыха, столь необходимого для гармонического развития детей, укрепления их здоровья. Это особенно значимо в отношении учащихся младших классов, ибо эффективность дальнейшего обучения существенным образом зависит не только от объема и прочности освоенных знаний и навыков в процессе начального образования, но также от уровня здоровья коллективов и каждого ученика в отдельности.
Важность постоянного совершенствования системы физического воспитания детей и подростков и широкого привлечения их к труду выдвигает необходимость изучения адаптации учащихся к физической работе разной мощности, выявления основных показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы, системной и регионарной гемодинамики не только в процессе собственно умственной деятельности, но и под влиянием статических и динамических нагрузок.
Проведение исследований по проблеме адаптации организма детей и подростков к учебной и физической нагрузкам представляет не только теоретический интерес, но и большую практическую значимость. Полученные данные могут стать критериями физиолого-гигиенической оценки общей нагрузки учащихся, их режима суток, той или иной организации учебных занятий и полного дня, в которых осуществляется педагогический поиск более совершенных форм и методов учебной работы, трудового и физического воспитания детей и подростков, что особенно важно для школы будущего; внести коррективы в нормирование учебной и физической нагрузок разной мощности, более рационально организовать обучение, весь режим дня и недели, усовершенствовать физическое воспитание, создать условия, обеспечивающие удовлетворение биологической потребности детей в движении.
В основу организации исследований по проблеме был положен комплексный системный подход, предусматривающий изучение на разных уровнях реакций организма у детей одних и тех же коллективов силами физиологов, нейрофизиологов, психофизиологов, морфологов, гигиенистов и клиницистов в условиях естественного эксперимента, т. е. определенной организации учебных занятий и режима продленного дня, которая обеспечивается совместно с педагогами. Такой подход является наиболее перспективным, что и отражено в материалах Международной конференции по адаптации и в работах теоретического характера (Аршавский; Баевский; Кассиль).