В физиологии труда хорошо известно, что наиболее слабое звено регуляции - афферентное. Его нарушение - первый признак нарушения слаженной деятельности организма. Колебания температуры открытых и закрытых областей тела зависят от времени измерения и температуры окружающей среды. Температура кожи меняется в зависимости от скорости кровотока, величины просвета артериол, общего обмена, терморегуляции и теплоотдачи, вида деятельности. Под влиянием учебного процесса происходят сдвиги терморегуляции, повышение от начала к концу учебного дня температуры открытых поверхностей тела. В период подготовки и сдачи экзаменов, когда умственная работа чрезвычайно интенсивна, наблюдались особенно значительные изменения температуры тела. Отмечено возрастание термоасимметрий под влиянием учебного процесса. Температура тела связана также с индивидуальными особенностями центральной и вегетативной нервной системы. Снижение температуры кожи в височной области указывает на вестибулярно-вегетативную неустойчивость. Изменение термотопографии косвенно отражает уровень и характер функционирования вегетативной нервной системы. С возрастом температура кожи в отдельных точках тела имеет тенденцию к снижению.
Результаты наших исследований показали, что в температуре открытых и закрытых поверхностей тела возрастные различия не проявились (табл. 14).
В течение учебного года у школьников 1 - 3 классов прослежена фазовость изменений температуры открытых (лоб) и закрытых (грудина) поверхностей тела. При выраженных индивидуальных колебаниях у школьников 1 класса температура кожи в области лба достоверно снижается от 1-й к 6-й - неделе учебного года (табл. 15). Аналогично меняется температура закрытой поверхности кожи тела. У второклассников на 1 - 2-й нед температура лба выше, чем на 4 - 6-й нед, затем она остается постоянной. Для третьеклассников характерна большая разность (до 0,9 С) температуры кожи открытых и закрытых поверхностей тела в течение учебного года. Если считать, что повышение температуры тела связано с уменьшением количества функционирующих капилляров, то подобное ее изменение в начале обучения в 1 классе можно объяснить напряжением регуляторных систем в связи с адаптацией к учебным нагрузкам. Повышение температуры лба на первых неделях во 2 и 3 классах могло быть обусловлено дезадаптацией к нагрузке после летних каникул.
Определенные изменения претерпевали у школьников и типы кожной термотопографии (табл. 16). Под воздействием учебной нагрузки они менялись, чаще всего переходя из постоянного в переходный тип. В течение учебного года гипотермический тип термотопографии чаще встречался в 3 классе (26,7%) и реже (16,2%) у первоклассников, частота типа средней температуры была одинаковой (41,2 и 41,9%), а переходный тип существенно реже был распространен среди третьеклассников (29,2%), нежели первоклассников (38,9%). Гипертермический тип термотопографии встречается одинаково часто среди учащихся 1 - 3 классов.
В начале учебного года у первоклассников существенно преобладала частота типа средней температуры, за исключением 6-й нед, когда почти у всех учащихся (22 из 25) был установлен гипотермический тип термотопографии. Со второй половины учебного года все чаще начинает встречаться переходный тип термотопографии.
На втором году обучения в первые 3 нед частота среднего и переходного типов термотопографии у школьников была одинаковой, затем на 4, 5, 20-й нед становится преобладающей частота гипотермического типа термотопографии. На основании изучения динамики типов термотопографии можно полагать, что у школьников 1 - 3 классов под воздействием учебной нагрузки чаще проявляются сдвиги в сторону вегетососудистой дистонии или в сторону выраженного симпато-адреналового влияния. Последние особенно выражены у первоклассников на 6-й нед. Таким образом, вегетативные сдвиги у школьников были обусловлены воздействием учебной нагрузки, проявился период адаптации к систематическому обучению на первом году пребывания в школе. В этот период наблюдалась определенная степень напряжения регуляторных систем, повышенное влияние симпато-адреналового звена в регуляции сердечной деятельности.
Адаптационные изменения температуры кожи и типов термотопографии в 1 классе наблюдались на протяжении первых 6 нед обучения. Во 2 и 3 классах в начале учебного года столь выраженных сдвигов показателей не наблюдалось.