Здоров будешь - все добудешь ГлавнаяРегистрацияВход
Главная » Медицинские статьи » Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам


Аналитический обзор

 Для понимания общих закономерностей адаптации важное значение имеют исследования приспособительных реакций организма детей и подростков к учебным нагрузкам. Приспособление организма ребенка к новым условиям социального существования, к новому режиму при поступлении в ясли, при переводе из яслей в детский сад, а из детского сада в школу сопровождается изменениями поведенческих реакций, расстройством сна, аппетита. К этим симптомам присоединяются сдвиги в иммунной реактивности, сначала однократные, затем частые заболевания верхних дыхательных путей, констатируется нарушение процессов роста и развития. Весьма остро реагируют дети дошкольного возраста (3 лет), воспитывавшиеся до детского сада,в семье: они апатичны, не вступают в контакт, раздражительны, плаксивы, устойчивость внимания снижена, обедняется речь, ухудшается функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, повышается заболеваемость. 

 Резкое изменение поведенческих реакций наблюдается у детей при поступлении в школу, особенно если организация учебных занятий и режима продленного дня не отвечает требованиям гигиены. У школьников регистрируются неадекватные реакции и представления о своих способностях и возможностях, отрицательное отношение к учебной ситуации и учителю, отклонения в психоневрологической сфере, нарушения закономерностей нарастания длины и массы тела, снижение уровня содержания гемоглобина в крови и иммунной реактивности. 

 Пребывание детей в подготовительных группах детских садов и активная подготовка их к систематическому обучению в школе положительно сказываются на приспособлении первоклассников к новому виду деятельности - учебным занятиям и условиям их организации. К тому же эти дети и учатся значительно лучше, чем их сверстники, которые до школы воспитывались в условиях семьи и не готовились к школе. Столь резко выраженные отличия в поведенческих реакциях и успеваемости первоклассников из-за условий воспитания их до поступления в школу во 2 и последующих классах уже не проявляются. 

 Работы гигиенистов и педиатров по изучению адаптации учащихся к учебной нагрузке отчетливо распределяются на три основные группы. В первую из них входят исследования состояния здоровья учащихся в сочетании с социальными факторами. Описаны отклонения в адаптации учащихся к учебным нагрузкам по системам организма (в психоневрологическом статусе; зрении, сердечно-сосудистой системе, показателях внешнего дыхания, системе красной крови), а также по индивидуальной комплексной оценке по группам состояния здоровья. При этом отмечены проявления долгосрочной адаптации к учебной нагрузке, возрастающей от класса к классу. В прямую связь с учебной нагрузкой и как проявление адаптационных изменений ставятся нарушения зрения (миопия), психоневрологические отклонения, усугубляющиеся неблагоприятной семейной обстановкой, увеличение пораженности ЛОР-органов за счет хронического тонзиллита и перехода его простой формы в токсико-аллергическую. 

 Дискомфортные температурные, световые и ультрафиолетовые условия осложняют процесс адаптации к учебным нагрузкам, что также находит отражение в физическом развитии учащихся, функциональном состоянии отдельных систем организма, общей иммунологической реактивности (ФРОЭ, пробе Иоффе). Классический перекрест нейтрофилов и лимфоцитов у детей Крайнего Севера наступает раньше, чем в средней полосе. 

 В условиях введения нового содержания начального образования в 67% случаев у школьников диагностировано устойчивое состояние здоровья или его улучшение, а в 33% случаев его ухудшение - повышение частоты хронических заболеваний уха, горла и носа, психоневрологических отклонений, органических и функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, системы крови. Большое количество неблагоприятных сдвигов в состоянии здоровья выявлено у третьеклассников. Чрезмерная учебная нагрузка, особенно подготовка уроков дома, в 81% случаев у младших школьников превышает гигиенические нормативы и регламентации «Устава средней общеобразовательной школы». 

 Однако неблагоприятные изменения здоровья у многих школьников, особенно страдающих хроническими заболеваниями, связаны не только с учебной нагрузкой, но и с существенными нарушениями организации их свободного времени и отдыха в семье. Все больше и больше времени учащиеся уделяют чтению, занятиям иностранным языком, музыкой, просмотру телевизионных передач - видам деятельности, которые, как и учебные занятия, сопряжены с неблагоприятным влиянием на организм статического - позного напряжения. 

 Большая группа исследований посвящена изучению работоспособности учащихся, ее изменениям в течение дня, недели, четвертей учебного года и также учету сдвигов в состоянии здоровья от начала к концу каждого учебного года. Показано, что связь между изменением физиологических параметров и состоянием здоровья детей в процессе их адаптации к учебной деятельности (реакции и отклонения в состоянии здоровья) была тем значительнее, чем менее готовы первоклассники по своим морфологическим и психофизиологическим показателям к обучению в школе. Отмечено, что снижение работоспособности в процессе учебных занятий у третьеклассников наступает раньше, чем у школьников других классов. Причем снижение, начавшееся уже после 1-го урока, интенсифицируется на 2-м и особенно 4-м ч занятий. Существенное падение проявляют оба показателя умственной работоспособности - количественный (скорость работы) и качественный (точность работы). Такое изменение показателей характерно для второй фазы утомления организма, развивающегося в процессе учебной деятельности. Ухудшение работоспособности третьеклассников зарегистрировано уже в среду. Годовая динамика работоспособности примечательна падением ее показателей во второй половине учебного года. Обращается внимание на то, что частота сдвигов количественных и качественных показателей, отражающих утомление, обычно связана с группами (типами) работоспособности - 1, 2, 3. Третьеклассники составляют исключение: повышение учебной нагрузки нивелирует различия между группами (типами) работоспособности у детей и приводит, вне зависимости от исходных величин показателей, к резкому их падению, что говорит о значительном утомлении учащихся. В других же классах это явление не наблюдалось. 

 Довольно часто падение работоспособности к концу года сопровождается у школьников повышением диастолического и уменьшением пульсового давления: в 59% случаев у второклассников и в 44% случаев у третьеклассников. В то же время в условиях методически правильной организации учебных занятий и гигиенически рационального режима продленного дня у учащихся 1, 2 и 3 классов при переходе на новое содержание образования не было отмечено уменьшения пульсового давления от начала к концу учебного года ни в состоянии относительного покоя, ни на дозированную функциональную пробу. Не исключено, что противоречивость данных по изменению гемодинамических показателей связана с отсутствием совпадений в периодах изучения реакций учащихся в течение учебного года. Расхождения данных по гемодинамике могут быть обусловлены также различиями режимов обучения учащихся и объемов их двигательной активности в течение дня и недели. 

 Исследования адаптации учащихся начальных классов к учебной нагрузке включали, наряду с изучением работоспособности, поведения и заболеваемости, также оценку состояния нейрогуморальных реакций, по данным 17-ОКС (оксикортикостероидов), глюкокортикоидов, адреналина и дегидрооксифенилаланина (ДОФЛ). При этом отмечено, что ранним признаком проявления адаптивных реакций организма (на 1-й нед) является повышение экскреции 17-ОКС. Через 1 мес учебных занятий функциональное состояние коры надпочечников оставалось напряженным - присоединялась активация адренергических систем. К первому полугодию большинство показателей нормализовалось, но все же напряженность гормональных механизмов адаптации прослеживалась до конца учебного года. 

 В ряде исследований адаптации к учебным нагрузкам изучалась по изменению состояния отдельных функциональных систем: системы крови (активность холинестеразы крови), сердечно-сосудистой системы, по ЧСС - как специфической реакции на умственную нагрузку. Обзор имеющихся исследований по адаптации детей к учебным нагрузкам показывает, что эта важнейшая проблема разрабатывается в большинстве случаев не комплексно, не раскрывается последовательность процесса приспособления, длительность его фаз, их смена и взаимосвязь. 

 Адаптация человека к физической работе - пример активной адаптации на организменном уровне. С позиции учения о парабиозе положительное приспособление человека к работе представляет собой первую фазу парабиотических изменений функционального состояния организма работающего человека. В данном случае изменение функционального состояния проявляется в повышении возбудимости и лабильности ведущих для данной деятельности физиологических подсистем и в упрочении взаимодействия между этими подсистемами. В зависимости от вида деятельности (физический труд, работа на станках, на пультах управления, решение умственных задач, работа на конвейере, выполнение контрольных, управляющих действий, планирующих действий и т. д.) процессы адаптации и изменение функционального состояния происходят преимущественно в подсистемах, наиболее активно участвующих в обеспечении выполняемых человеком рабочих действий. Изменение функционального состояния ведущих подсистем работающего человека в конечном счете обеспечивает повышение производительности труда у взрослых и успешность обучения детей и подростков. 

 С физиологической стороны эта динамика функционального состояния обеспечивается суммацией следов нервного возбуждения при многократном повторении однотипных рабочих действий. Двухфазное развитие работоспособности в процессе труда и лежащий в основе этого развития переход от первой ко второй фазе парабиоза находят внешнее выражение в изменении производственных и физиологических показателей работоспособности. Последние возрастают в период врабатывания и уменьшаются в период утомления. Адаптивные реакции организма на физические нагрузки, так же как на воздействие других вышеуказанных факторов, разделяют на два связанных между собой класса, а именно на реакции срочного приспособления и на постепенно формирующиеся реакции долговременного приспособления.

 Изучение адаптивных возможностей детского организма к мышечной деятельности также является одной из центральных проблем возрастной физиологии, педиатрии, спортивной медицины и педагогики. Очевидно, что без знания критериев физиологической адаптации невозможно оценить характер текущих изменений, происходящих в организме под влиянием мышечной деятельности, прогнозировать возможные нарушения в состоянии здоровья и рационально организовать процесс физического воспитания. 

 Актуальность проблемы А организма детей к физическим нагрузкам определяется еще и тем, что нередко в практику физического воспитания детей переносятся принципы использования физических нагрузок, принятых в подготовке взрослых спортсменов. Между тем в процессе возрастного развития на каждом этапе онтогенеза меняется диапазон приспособляемости к физическим нагрузкам. Определение зон мощности, интенсивности и продолжительности мышечной деятельности, вызывающей напряжение функций в физиологических рамках, приобретает принципиально важное практическое значение. 

 Сердечно-сосудистая система - основное звено в транспортировке кислорода к работающим мышцам. Именно предельными возможностями повышения минутного объема крови (МОК), и в первую очередь ударного объема крови (УО), ограничивается увеличение доставки тканям кислорода при мышечной работе. При этом механизмы внешнего и тканевого дыхания оказываются использованными еще не до конца. Адаптация сердца к меняющимся требованиям организма составляет необходимое звено приспособления к физическим нагрузкам. 

 Вопросу адаптации различных звеньев сердечно-сосудистой и дыхательной систем к нагрузкам циклического характера (ходьба, бег, работа на велоэргометре) посвящено большое количество работ советских и зарубежных авторов. Однако в подавляющем большинстве этих работ исследовались взрослые люди и юные спортсмены. Показано, что приспособление системы кровообращения к мышечной работе происходит путем перераспределения крови между работающими и неработающими органами, увеличением МОК и артериального давления (АД). В самом начале работы циклического характера при сокращении большой группы мышц в результате работы «мышечного насоса» увеличивается приток крови к сердцу. В связи с этим увеличивается частота и сила сердечных сокращений и соответственно возрастают УО и МОК. В работающих мышцах отмечается падение сосудистого тонуса, расширение сосудов, уменьшение сопротивления и увеличение кровотока, величина которого но современным представлениям определяется тремя основными факторами: местными вазодилятаторными механизмами, работой мышечного насоса и препятствием току крови, создаваемым мышцами при сокращении. Благодаря рефлекторным влияниям осуществляется регуляция просвета сосудов в неработающих областях, приводящая к перераспределению крови между органами. 

 Вопрос об адаптации сердечно-сосудистой системы к нагрузкам циклического характера применительно к возрастной физиологии менее исследован. Накопленный в этом плане экспериментальный материал характеризует в большинстве случаев частоту сердечных сокращений (ЧСС) и АД. Имеются данные об отсутствии существенных возрастных различий в частоте пульса у детей, подростков и юношей при выполнении работы максимальной мощности. Частота пульса при этих нагрузках колебалась в пределах 180 - 205 уд/мин. 

 Показано, что во всех возрастных группах (у юных спортсменов 10 - 17 лет) при выполнении велоэргометрических нагрузок повышающейся мощности наблюдается почти линейная зависимость между ЧСС и мощностью выполняемой работы в зоне от 500 до 2000 кГм/мин и отмечается возрастное снижение ЧСС в условиях выполнения сопоставимых видов мышечной работы. Если у 13-летних школьников частота пульса при достижении максимального потребления кислорода (МПК) составляла 205 уд/мин, то у 14 - 15-летних - 200, а у 16 - 18-летних - 189 уд/мин. Данные о предельных значениях ЧСС у юных спортсменов показывают, что они могут превышать 200 уд/мин. Однако в подавляющем большинстве случаев ЧСС при интенсивной физической нагрузке колеблется в пределах 160 - 200 уд/мин. У отдельных спортсменов 11 - 16 лет после бега на месте ЧСС достигала 240 - 252 уд/мин. 

 Интенсификация вегетативных функций зависит не только от возраста, но и от характера используемых нагрузок. Если при индивидуально дозированных беговых нагрузках с возрастом (от 11 до 18 лет) реакция исследуемых функций - ЧСС, АД, частота дыхания (ЧД) - повышалась, то при стандартных одинаковых нагрузках отмечалась противоположная зависимость: чем младше школьники, тем выше интенсификация функций. Возрастные особенности изменений ЧСС выражаются также в скорости развертывания этого гемодинамического параметра. Более быстрое достижение максимальной для стандартной нагрузки ЧСС у младших школьников по сравнению с детьми старшего возраста отмечают исследователи, изучавшие переходные процессы от покоя к устойчивому состоянию при таких нагрузках, как бег, плавание, езда на велосипеде, велоэргометрия. У детей способность к устойчивому поддержанию усиленных функций меньше, чем у взрослых. Интервал стабильности вегетативных функций ЧСС, ЧД, АД с возрастом (от 8 до 17 лет) увеличивается. В большей степени это зависит от неспособности организма ребенка функционировать в условиях нарушенного гомеостаза. Однако данная способность нарастает с возрастом. Так, дети 7 - 8 лет прекращают выполнение физической нагрузки при кислородном долге меньшем, чем дети 10 - 11 лет. Взрослые же могут продолжать работу при кислородном долге в 2 - 3 раза большем по сравнению с детьми. 

 Относительно продолжительности восстановительного периода после физической нагрузки в литературе имеются противоречивые данные. Тем не менее большинство исследователей считают, что у детей имеет место более затяжной характер восстановления при стандартных нагрузках по сравнению с более старшими возрастными группами и взрослыми. 

 Для оценки у детей в ходе индивидуального развития реактивности вегетативных функций, и в частности ЧСС при мышечной работе, представляет интерес концепция о потенциальной лабильности. Этот параметр связывает диапазон между естественным ритмом, в котором работает соответствующий орган или система органов, и максимально возможным. По мнению И. А. Аршавского, в результате повышения с возрастом тонуса вагуса происходит снижение интенсивности физиологических отправлений в условиях относительного покоя. Вместе с тем повышается максимально возможный ритм деятельности вегетативных систем. Отмеченное и определяет увеличение диапазона функциональных возможностей в ходе развития организма. Дети старших возрастных групп по сравнению с младшими обладают большей потенциальной лабильностью нервных механизмов, регулирующих кровообращение. Следовательно, как достижение предельной ЧСС при мышечной деятельности, так и восстановление ее до исходного уровня'вследствие быстрого перехода на новый уровень функционирования у них достигается быстрее, чем у младших возрастных групп. 

 Имеются данные, свидетельствующие о том, что совершенствование механизмов адаптации к физическим нагрузкам у школьников происходит гетерохронно. Так, показано, что качество регулирования сердечной деятельности, оцениваемое по показателям ЭКГ и динамике уровня АД в ответ на велоэргометрическую нагрузку повышающейся мощности, у 13-летних мальчиков улучшается по сравнению с 11 - 12-летними. Однако при достижении 14-летнего возраста оно становится ниже, чем у 13-летних подростков и даже 12-летних детей. Известно, что ЧСС наряду с УО определяет величину главного гемодинамического параметра - МОК, увеличение которого является необходимым условием всякой мышечной работы. В процессе выполнения мышечной работы УО обычно увеличивается в самом начале и достигает максимума, определяемого размерами сердца испытуемого и характером выполняемой работы. Величина УО у взрослых спортсменов приближается к максимальной для данного испытуемого уже при увеличении сердечного ритма до 110 уд/мин. При этом потребление кислорода достигает всего 40% от максимального значения. При дальнейшем увеличении мощности работы МОК растет за счет ЧСС, а УО остается на постоянных величинах, При очень тяжелой и продолжительной работе наблюдается также уменьшение УО во время работы. 

 С возрастом УО увеличивается в покое с 37 мл у 7 - 8-летних детей до 64 - 65 мл у юношей. ЧСС в этот период снижается несколько менее интенсивно, а МОК имеет тенденцию к увеличению. Увеличение УО, выбрасываемого сердцем, является одним из важнейших механизмов адаптации кровообращения к условиям физической работы. Данные о возрастных изменениях УО и МОК при физической работе циклического характера у детей немногочисленны. У спортсменов в возрасте от 12 до 18 лет при велоэргометрических нагрузках ступенеобразно повышающейся мощности 1000 и 1500 кГм/мин ЧСС, УО и МОК возрастают по сравнению с покоем. При этом ЧСС и МОК у юношей ниже, чем в группах подростков, а УО - выше, что, как известно, является наиболее экономичной формой адаптации сердца к мышечной работе.

 Показано, что при выполнении юными спортсменами 15 - 16 лет велоэргометрических ступенчато возрастающих нагрузок (от 110 Вт/мин до 400 Вт/мин) до отказа МОК увеличивается больше, чем у взрослых спортсменов. Но при предельных нагрузках МОК у взрослых спортсменов достигает значительно больших величин. Невозможность увеличения МОК у юных спортсменов связывается с тем, что УО у них еще не достигает величин взрослого человека, хотя ЧСС у подростков даже несколько выше, чем у взрослых. 

 Многочисленными исследованиями показано увеличение с возрастом всех компонентов АД - минимального, максимального и пульсового. При мышечной работе у детей школьного возраста наблюдаются повышение максимального давления, снижение минимального и увеличение пульсового кровяного давления. Среднее и боковое давление меняется незначительно. 

 Возрастные различия характеризуются интенсивностью сдвигов компонентов АД в ответ на физическую нагрузку. Выявлено, что чем старше дети, тем больше сдвиг показателей АД. Восстановление АД до исходных величин происходит тем быстрее, чем старше возраст. После физической нагрузки у детей отмечается появление феномена «бесконечного тона». Несмотря на частую констатацию этого явления, его механизм до сих пор не объяснен. Ряд исследователей расценивают такой тип реакций как дистоничный, дисрегуляторный; по мнению других, этот феномен можно расценивать положительно, так как он часто выявляется у юных спортсменов по мере возрастания тренированности. 

 В настоящее время многие исследователи придерживаются точки зрения, согласно которой АД является не объектом регулирования, а лишь показателем качества регулирования системы кровообращения при физической работе. Регуляция системы кровообращения при выполнении физической нагрузки сводится прежде всего к рациональному кровораспределению между различными органами и тканями, их адекватному кровоснабжению в зависимости от активности и метаболических запросов. В этой связи особенно важная роль отводится периферическому звену сердечно-сосудистой системы. Проблема соотношения местных и общих реакций сердечно-сосудистой системы в настоящее время одна из центральных в физиологии кровообращения. Вместе с тем в специальной литературе имеется очень мало данных относительно изменений показателей периферической гемодинамики у детей школьного возраста при физических нагрузках. Отметим данные об изменении упруго-вязких свойств артерий мышечного и эластического типа у школьников в связи с нагрузкой циклического характера. Показано, что скорость распространения пульсовой волны (СРПВ) по нисходящей аорте в препубертатном возрасте достоверно выше, чем у младших школьников. СРПВ по артериям руки и ноги не имеет достоверных возрастных различий у детей 8 - 14 лет в покое. Однако показатели степени тонического напряжения артериальных сосудов мышц руки и ноги у детей значительно выше, чем у взрослых. В связи с выполнением физической нагрузки СРПВ увеличивается по всем исследуемым сосудам. 

 Таким образом, указанные исследования еще раз подчеркивают важность изучения при оценке адаптации сердечно-сосудистой системы к мышечной деятельности особенностей регионарного кровообращения после физических нагрузок. 

 Что касается возрастных особенностей функций системы дыхания и, в частности, аэробной производительности при выполнении предельных нагрузок, то данные о МПК у лиц разного возраста весьма разноречивы. Некоторые исследователи показывают увеличение МПК от 7 до 16 лет. Значительное повышение МПК приходится на период от 11 до 16 лет, имеются данные о поэтапном развитии МПК, где интенсивные приросты его отмечаются от 7 до 11 и от 14 до 17 лет. Период от 11 до 14 лет характеризуется относительной стабилизацией данного показателя. Анализ возрастного изменения относительных величин МПК также не подтвердил зависимости роста выносливости младших школьников от максимальных возможностей аэробной производительности организма. Величины МПК в пересчете на 1 кг массы тела практически одинаковы у детей и взрослых. 

 Многочисленные данные свидетельствуют о том, что у детей и подростков процессы адаптации систем кровообращения и дыхания к физическим нагрузкам достоверно улучшаются при занятиях такими видами спорта, как бег, плавание, конькобежный спорт, а также при специальном развитии выносливости к длительным нагрузкам циклического характера. 

 Показано, что значительное повышение двигательной активности (ДА) при применении тренировочных нагрузок бегового характера не оказывает отрицательного влияния на состояние здоровья подростков - 13 - 14 лет. Напротив, у них выявлено свойственное нарастанию тренированности урежение ЧСС, увеличение гемодинамических показателей (УО и МОК) при дозируемой велоэргометрической скоростной нагрузке повышающейся мощности. 

 Исследования показывают, что у детей 10 лет спустя 1,5 года после начала систематических тренировок обнаружено увеличение объема сердца по сравнению с их нетренированными сверстниками. У спортсменов 10 - 17 лет при выполнении физических нагрузок увеличение МОК происходит за счет более значительного возрастания УО при менее выраженном учащении пульса по сравнению с детьми того же возраста, не занимающимися спортом или имеющими меньший стаж спортивных занятий. 

 Показано изменение кровотока в мышцах у детей 11 - 16 лет, занимающихся видами спорта, развивающими выносливость. В состоянии покоя кровоток в мышцах голени несколько уменьшается. При выполнении тестирующих нагрузок максимальной мощности объемная скорость кровотока достоверно повышается, а восстановление ускоряется с нарастанием тренированности. 

 Насущной проблемой физического воспитания сегодня является активация двигательного режима школьников и такое нормирование для них физических нагрузок, которое давало бы общефизическую подготовку школьников и совершенствовало у них физиологические механизмы, обеспечивающие адаптацию организма к мышечной деятельности. Решение этих вопросов приобретает социальное значение в связи с тем, что, по данным многих авторов, из-за условий труда и быта большинство современных школьников живет в условиях пониженной ДА. Поэтому нуждаются в скорейшем научном изучении проявления краткой и долгосрочной А двигательных и вегетативных функций у детей школьного возраста при физических нагрузках и их нормирование на уроках физкультуры и при занятиях спортом. 

 Накопленные в этом плане и представленные в здесь экспериментальные данные убедительно показывают, насколько важно учитывать при нормировании физических нагрузок не только возрастные, возрастно-половые, но и индивидуальные особенности приспособительных реакций физиологических систем детского организма к нагрузкам разной мощности, оценивать не только возрастные особенности, но и резервные возможности человеческого организма на разных этапах индивидуального развития. В результате комплексных исследований возрастных аспектов проблемы можно полагать, что физиологическая сущность рассматриваемого процесса определяется как совокупность реактивных сдвигов в состоянии функций, обеспечивающих эффективную и экономную деятельность и адекватное приспособление растущего организма к воздействиям социальной и природной среды, его гармоническое развитие и сохранение должного возрастного уровня параметров гомеостаза. 

 Организуя комплексное исследование адаптации учащихся к учебной и физической нагрузкам, мы исходили из следующих теоретических положений: 

  •  в результате адаптации возникает перестройка функциональных систем, переход их на новый уровень регулирования, повышается устойчивость организма к воздействию факторов внешней среды, возрастает надежность биологической системы; 
  •  механизмы адаптации включаются только при тех воздействиях, которые обладают определенной силой, временем действия и скоростью; 
  •  третья фаза адаптации - относительно устойчивого приспособления спустя большее или меньшее время начинает сопровождаться нарастанием утомления; 
  •  реакции срочной адаптации обеспечиваются эволюционно детерминированными приспособлениями; 
  •  реакции долговременной адаптации формируются постепенно, в условиях длительного воздействия экзогенных факторов; 
  •  реакции адаптации к воздействию различных факторов прослеживаются на системном, органном, клеточном, организменном уровнях; 
  •  педагогическая эффективность воспитания и обучения подрастающего поколения зависит от того, насколько учитываются анатомо-физиологические особенности организма детей и подростков, периоды развития, характеризующиеся наибольшей восприимчивостью к воздействию отдельных факторов и периоды чрезвычайной чувствительности - пониженной сопротивляемости к воздействующему фактору или их совокупности; 
  •  организм детей и подростков тем легче, безболезненнее приспосабливается к новому виду деятельности и условиям ее организации, чем в большей мере они к ней приучались активно, систематически, последовательно при строгом нормировании продолжительности и интенсивности воздействующего фактора, чередовании различных нагрузок и отдыха и чем в большей мере на новой ступени воспитания и образования будут реализованы элементы режима, действующего на предшествующем этапе воспитания; 
  •  адаптивные сдвиги в организме под влиянием совокупности действующих факторов могут проявляться: в работоспособности - колебании ее уровня, в согласовании или рассогласовании ее основных параметров (интенсивность, качество) и интегральных показателей; в изменении условнорефлекторных реакций; в БА мозга; в изменении вегетативных показателей; в активности эндокринной системы, обмене веществ и энергии, в процессах роста и развития; в уровне иммунной реактивности; в показателях заболеваемости. 




Категория: Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам | (27.04.2015)
Просмотров: 2893 | Рейтинг: 0.0/0
Суббота, 20.04.2024, 18:56
Меню сайта
Реклама
Категории раздела
Болезни
Лекарства
Лекарственные растения
Тайна древнего бальзама мумиё-асиль
Йога и здоровье
Противоядия при отравлении
Как бросить курить
Рак пищевода
Основы флюорографии
Флюорография
Рентгенология
Детская рентгенология
Вопросы рентгенодиагностики
Применение рентгеновых лучей в диагностике и лечении глазных болезней
Рентгенодиагностика заболеваний и повреждений придаточных полостей носа
Рентгенодиагностика обызвествлений и гетерогенных окостенений
Рентгенодиагностика родовых повреждений позвоночника
Рентгенодиагностика заболеваний сердца и сосудов
Беременность
диагностика и лечение болезней сердца, сосудов и почек
Кости
фиброзные дистрофии и дисплазии
Рентгенологическое исследование в хирургии желчных путей
Рентгенологическое исследование сердечно-сосудистой системы
Рентгенология гемофилической артропатии
Пневмогастрография
Пневмоперитонеум
Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам
Судебная медицина
Рентгенологическое исследование новорожденных
Специальные методы исследования желчных путей
Растения на вашем столе
Диатез
Поиск по сайту
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024