Динамика работоспособности, состояния здоровья, адаптации и дезадаптации детей к учебной нагрузке и условиям ее организации взаимосвязана с рядом социальных факторов, уровнем здоровья и морфофункциональной зрелости, особенно у первоклассников. Без учета этих факторов затруднителен правильный анализ результатов эксперимента, а вытекающие из него выводы могут оказаться даже ошибочными.
Образовательный ценз родителей, их квалификация, благополучие семьи сказываются на воспитании детей в семье, степени упорядоченности режима дня и проявляются у школьников 1 и 2 классов в подготовленности их к обучению, в беглости чтения, качестве подготовки уроков, в успеваемости, особенно по общеобразовательным предметам, и в состоянии здоровья.
Жилищно-бытовые условия у всех наблюдаемых нами контингентов детей 1 - 3 классов школы № 710 Москвы были хорошими и удовлетворительными. Распределение детей по социальному положению родителей было таким же, как обычно. Родители большинства (76 - 82%) учащихся относились к группе служащих и высококвалифицированных рабочих, к категории неквалифицированных рабочих - 18 - 24%. Количество детей из «неблагополучных» семей колебалось в пределах 4 - 10%. Аналогичное распределение учащихся младших классов по социальному положению родителей характерно для других массовых общеобразовательных школ крупных городов.
В 85 - 99% случаев в нашем опыте первоклассники наборов разных учебных лет (1975 - 1981) были готовы к обучению в школе по своим морфофункциональным и психофизиологическим показателям: ориентировочному тесту Ирасека, биологическому возрасту, функциональной активности головного мозга и другим показателям. В 76 - 82% случаях среди первоклассников и в 92 - 95% среди учащихся 2 - 3 классов наблюдались высокие уровни умственной работоспособности. Ряд показателей состояния здоровья и, морфофункциональной зрелости, изменяющихся в процессе обучения, у наблюдаемых контингентов учащихся во все годы на сентябрь был примерно одинаковым. Уровни состояния здоровья учащихся 1 - 3 классов не отличались от показателей в других московских школах.
Степень упорядоченности режима суток, как уже указывалось, небезразлична для работоспособности учащихся. Длительные вечерние просмотры телепередач, сокращение установленных нормативов пребывания на воздухе и ночного сна препятствуют восстановлению, а еще более - упрочению работоспособности к утру каждого последующего дня. Поэтому режим наблюдаемых контингентов учащихся в семье систематически контролировался с помощью методики программного опроса. В условиях организации самостоятельной учебной работы учащихся на уроках в первую половину дня уроки на дом им не задавались, однако больше половины учащихся, вернувшись домой, уделяло до одного часа заданиям, продиктованным родителями. При 10-часовом пребывании в школе продленного дня детям, как указано выше, обеспечивалось трехразовое питание и, необходимое нормативное пребывание на открытом воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях. Поэтому специальному анализу подвергнуты только данные о продолжительности ежедневного просмотра телепередач и ночного сна.
У первоклассников школы № 710 зарегистрировано существенно меньшее число случаев ежедневного просмотра вечерних телепередач, чем, по нашим же данным, среди учащихся первых классов школ России и других союзных республик. По третьим классам не отмечено особых различий. По данным Института гигиены детей и подростков МЗ России, учащиеся младших классов в 53 - 63% случаев регулярно смотрят телепередачи и средняя продолжительность просмотров составляет 2 ч. Хотя учащимся младших классов, школы № 710, как и их сверстникам других школ, свойственно увлечение телевизионными передачами, все же на это они затрачивали несколько меньше времени: в 42 - 50% случаев не более 1 ч.
Сложившийся уклад жизни семей учащихся школы № 710 Москвы, так же как других школ, сказывался на продолжительности ночного сна детей. За 6-летний период наблюдений учащиеся 1 - 3 классов выдерживали физиолого-гигиенические нормативы продолжительности сна в 15 - 27% случаев, т. е. существенно чаще, чем дети 1 - 3 классов массовых общеобразовательных школ (5 - 20% случаев). Сокращение продолжительности сна на 1,5 ч по сравнению с нормативами в сутки у учащихся 1 - 3 классов школы № 710 Москвы было отмечено в 60 - 77% случаев, т. е. тоже реже, чем у детей школ г. Пущино-на-Оке (87 - 89%) и ряде других школ страны (72 - 80%).
Несколько большая упорядоченность продолжительности просмотра телевизионных передач и ночного сна у наблюдаемых нами контингентов учащихся 1 - 3 классов школы №170 Москвы, очевидно, результат постоянной санитарно-просветительной работы, которую вели с детьми и их родителями прежде всего учителя и медицинские работники, а также гигиенисты и физиологи, участвовавшие в экспериментальных исследованиях.