Здоров будешь - все добудешь ГлавнаяРегистрацияВход
Главная » Медицинские статьи » Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам


Изучение возрастной динамики физической работоспособности индивидуализирующим методом

 В плане изучения адаптации младших школьников к Э-режиму, в том числе и физическим нагрузкам, проводились лонгитюдные исследования физической работоспособности школьников 7 - 10 лет. Среди методических подходов, позволяющих интегрально оценивать физическую работоспособность человека, наиболее адекватным, информативным и сравнительно несложным является тест PWC170, который и был использован в работе. 

 Физическая работоспособность мальчиков и девочек 7 - 10 лет исследовалась два раза в год - в сентябре и в мае в первую половину учебного дня. Наблюдались практически здоровые дети, по 15 человек в возрастно-половой группе, имевшие среднее физическое развитие. У каждого ребенка первоначально в условиях относительного покоя определялись ЧСС и АД. Затем исследуемые выполняли на велоэргометре две 5-минутные нагрузки с 3-минутным интервалом отдыха между ними. Частота педалирования равнялась 60 об/мин. Первая нагрузка подбиралась с учетом массы тела ребенка - 1 Вт на 1 кг веса тела. Вторая и, при необходимости, третья нагрузки рассчитывались по специальной формуле.

 Анализируя полученный материал, можно отметить (табл. 39) повышение с возрастом от 7 до 10 лет абсолютных показателей физической работоспособности, особенно у мальчиков. Возрастные изменения физической работоспособности на 1 кг массы тела менее выражены. Можно отметить, что у мальчиков 2 класса абсолютный показатель физической работоспособности повышался от начала к концу учебного года (р<0,05). Подобная тенденция лишь намечается у девочек (р>0,05). Существенных различий в относительных показателях общей физической работоспособности у мальчиков и девочек 8 - 9 лет нет (р>0,05). 

 Первое осеннее обследование тех же детей, ставших учениками 3 класса, также выявило тенденцию к росту физической работоспособности после летнего периода, особенно у девочек (р<0,05). Сопоставление показателей физической работоспособности мальчиков и девочек 9 и 10 лет обнаружило между ними различие к концу 3 класса. Физическая работоспособность мальчиков 3 и 4 классов оказалась достоверно выше, чем девочек (р<0,05). 

 Полученные данные также свидетельствуют о том, что если во 2 и 4 классах от начала к концу учебного года динамика физической работоспособности у мальчиков и девочек характеризовалась повышением, то в 3 классе у мальчиков показатель стабилизировался, а у девочек к концу учебного года обнаружилось снижение физической работоспособности в абсолютных и в относительных показателях (р<0,05). Такая динамика PWC170 свидетельствовала об утомлении организма к концу учебного года, а также могла быть обусловлена эндогенными факторами - нейроэндокринной перестройкой в связи с началом полового созревания. 

 Таким образом, обобщение и анализ экспериментальных данных, полученных в исследованиях с детьми школы № 710, позволили выявить возрастно-половые особенности функционирования ряда физиологических систем у детей 10 лет при выполнении ими физических нагрузок разной мощности. Установлено, что при нагрузках 50, 70 и 80% от максимальной абсолютные показатели мощности и объема выполненной работы у девочек ниже, чем у мальчиков того же возраста. Половые различия не выявлены лишь при нагрузке 100%. У мальчиков и девочек обнаружены характерные особенности активации различных групп мышц, биомеханические и биоэлектрические проявления дискоординации функций двигательного аппарата перед отказом от работы. Вскрыты половые особенности в динамике восстановления исследованных процессов. У девочек по сравнению с мальчиками после нагрузок 80 и 100% величины скрытого периода мышечного сокращения значительно большие. 

 Показатели кардио-респираторной системы у мальчиков и девочек 7 - 8 лет в покое не имеют резко выраженных половых различий. У мальчиков 9 - 10 лет ударный выброс сердца выше, чем у девочек того же возраста. При мышечной деятельности рабочий уровень УО и МОК оказывается у девочек достоверно ниже, чем у мальчиков. У девочек более затянут период восстановления. В начальный момент реституции после нагрузок большой мощности у всех исследуемых детей наблюдается рост ударного выброса сердца. 

 Спад рабочей гиперемии происходит у девочек 9 - 10 лет медленнее, чем у мальчиков того же возраста. После нагрузок 30 и 50% показатели периферического кровотока не возвращаются к исходному фону за 10 мин восстановления. 

 Результаты изучения динамики потребления кислорода при выполнении нагрузок разной интенсивности свидетельствуют о том, что нагрузки, предельная продолжительность которых превышает 2,5 мин, обеспечиваются преимущественно аэробными процессами дыхания. При выполнении нагрузок, уравненных по интенсивности, эффективность кислородно-транспортной системы организма повышается с возрастом за счет снижения рабочего уровня ЧСС и ЧД. 

 В результате корреляционного анализа данных установлено, что выполнение нагрузок высокой интенсивности находится в тесной зависимости от уровня рабочего потребления кислорода и величины кислородного долга. При работе в зоне умеренной мощности корреляционные связи между этими параметрами ослабевают. 

 Итоги изучения адаптивных реакций организма учащихся 7 - 10 лет на воздействия локальных статических нагрузок выявили умеренные сдвиги вегетативных реакций. Выявлены изменения регионарного кровообращения в неработающей конечности. В восстановительном периоде большинство показателей возвращалось к исходному уровню на 1-й мин. 

 Статическое напряжение больших групп мышц при удержании на плечах груза, равного 50% массы тела, вызывало у исследуемых отчетливую реакцию системы кровообращения, которая не распространялась на емкостные сосуды мышц руки и кожи. При снятии с плеч груза возвращение гемодинамических сдвигов к исходному уровню происходило на 2-й мин. 

 Исследование влияния на организм школьников 7 - 9 и 10 - 12 лет орто- и антиортостатических воздействий выявило возрастные особенности хронотропной функции сердца и наличие выраженных ваготонических реакций на антиортостатические воздействия. 

 Индивидуализирующие исследования физической работоспособности младших школьников 1 - 4 классов, занимающихся в школе № 710 по Э-режиму, выявили повышение у детей общего и относительного показателя работоспособности в период от 7 - 8 до 9 - 10 лет. 

 Половые различия обнаружились в более высокой физической работоспособности мальчиков 9 - 10 лет по сравнению с девочками того же возраста. В большинстве случаев динамика физической работоспособности от начала к концу учебного года повышалась или оставалась стабильной, что отражало благоприятное воздействие на младших школьников экспериментального учебного режима.





Категория: Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам | (02.05.2015)
Просмотров: 1989 | Рейтинг: 0.0/0
Пятница, 19.04.2024, 12:42
Меню сайта
Реклама
Категории раздела
Болезни
Лекарства
Лекарственные растения
Тайна древнего бальзама мумиё-асиль
Йога и здоровье
Противоядия при отравлении
Как бросить курить
Рак пищевода
Основы флюорографии
Флюорография
Рентгенология
Детская рентгенология
Вопросы рентгенодиагностики
Применение рентгеновых лучей в диагностике и лечении глазных болезней
Рентгенодиагностика заболеваний и повреждений придаточных полостей носа
Рентгенодиагностика обызвествлений и гетерогенных окостенений
Рентгенодиагностика родовых повреждений позвоночника
Рентгенодиагностика заболеваний сердца и сосудов
Беременность
диагностика и лечение болезней сердца, сосудов и почек
Кости
фиброзные дистрофии и дисплазии
Рентгенологическое исследование в хирургии желчных путей
Рентгенологическое исследование сердечно-сосудистой системы
Рентгенология гемофилической артропатии
Пневмогастрография
Пневмоперитонеум
Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам
Судебная медицина
Рентгенологическое исследование новорожденных
Специальные методы исследования желчных путей
Растения на вашем столе
Диатез
Поиск по сайту
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024