Изучение статистических характеристик сердечного ритма в течение трех лет обучения у школьников младших классов в состоянии относительного покоя, как и в состоянии учебной деятельности, подтвердило перестройку в организме под воздействием учебного процесса. Средняя величина (М) и Мо кардиоинтервалов на протяжении первого года обучения менялись мало (табл. 12). Наименьшие значения этих параметров отмечены на 1 - 6-й нед обучения как у мальчиков, так и у девочек. Изменялись в течение года и другие статистические характеристики распределения кардиоинтервалов: дисперсия (D), ДХ, Амо. В начале обучения в школе D и ДХ были наименьшими, к 12-й нед они увеличивались. В дальнейшем на протяжении учебного года более выраженными оказывались лишь внутригрупповые колебания показателей. Динамика упомянутых показателей имела одинаковую направленность как у мальчиков, так и у девочек. Наибольшие значения Амо приходились на первые 6 нед. В последующем колебания этого показателя были незначительными.
У второклассников, в отличие от первоклассников, не выделяется начало учебного года. Лишь в последующие недели отмечена тенденция к удлинению кардиоинтервалов (М и Мо) и увеличению D. При сравнении динамики статистических характеристик у мальчиков и девочек выявились лишь незначительные различия (табл. 13). На третьем году обучения М и Мо были стабильными. Более выраженными оказались внутригрупповые колебания Мо в первые 3 нед обучения. Другие статистические характеристики (D, ДХ, Амо) то увеличивались в течение учебного года, то уменьшались. Существенное (р < 0,01) увеличение D и ДХ наблюдалось в конце учебного года как у мальчиков, так и у девочек.
Таблица 13 Статистические характеристики сердечного ритма в состоянии относительного покоя у мальчиков и девочек - учащихся 1 - 3 классов
Приведенные данные показывают, что у первоклассников особенно существенные изменения регистрируются в первые недели систематического обучения. Наименьшие D и ДХ кардиоинтервалов, наибольшая Амо в состоянии относительного покоя указывают, что приспособление организма к учебному процессу связано с перестройкой регуляторных механизмов и усилением симпато-адреналовых влияний на сердечную деятельность. Увеличение влияния симпатического звена вегетативной нервной системы на синусовый ритм сердца наблюдалось как у мальчиков, так и у девочек на протяжении всех первых 6 нед от начала учебного года.
На втором и третьем году обучения для показателей синусового ритма сердца характерны колебания, указывающие на усиление или уменьшение симпато-адреналовых влияний на сердечную деятельность в отдельные периоды обучения. Сочетание наименьшей Мо и наименьшего ДХ, наиболее выраженное у мальчиков-второклассников на протяжении первых 2 нед обучения, - отражение более сильных симпато-адреналовых влияний на сердечную деятельность в связи с длительным перерывом (летние каникулы) в повседневной учебной работе. В конце учебного года во 2 и 3 классах наблюдается тенденция к повышению парасимпатических влияний на сердечный ритм (удлинение кардиоинтервалов, увеличение их вариабельности), что, по-видимому, связано не только с возрастом, но и утомлением учащихся.
В динамике Амо/ДХ, отражающей участие симпатического или парасимпатического звена в регуляции синусового ритма в состоянии относительного покоя, у школьников 1 - 3 классов также выделяются первые 6 нед обучения. В этот период значение Амо/ДХ было наибольшим. У первоклассников четко выражена тенденция к снижению этого параметра от 1-й к 6-й нед и его устойчивость в последующие периоды. Аналогичная направленность изменений этого показателя отмечена и во 2 классе. Наиболее высокие значения Амо/ДХ в течение первых 6 нед обучения у первоклассников показывают, что в этот период симпато-адреналовые влияния на сердечную деятельность наиболее выражены (рис. 9).
Рис. 9. Динамика показателей Амо/ДХ и Мо/ДХ у школьников 1 - 3 классов в разные периоды учебного года (в состоянии относительного покоя)
Динамика Мо/ДХ, как уже сказано, дает возможность проследить участие гуморального звена в регуляции синусового ритма сердца. В 1 классе это отношение наибольшее на 1 - 2-й нед (3,48); снижаясь к 6-й нед, затем остается постоянным до конца учебного года (3,13 - 2,89). Во 2 классе показатель колебался от 3,0 до 2,5. В 3 классе, особенно в первом полугодии и в конце учебного года, отношение Мо/ДХ возрастает до 3,46. Отличия в значении этого показателя у мальчиков и девочек отсутствуют в 1 и 2 классах, но существенны в 3 классе.
Таким образом, динамика Мо/ДХ показывает, что наиболее выраженное влияние на синусовый ритм сердца адренергических факторов регистрируется в начале учебных занятий в 1 и 3 классах. В литературе имеются указания на увеличение экскреции адреналина на протяжении 1-го мес обучения в школе. Поскольку увеличение влияния адренергических факторов в начале обучения в 1 классе одинаково выражено как у мальчиков, так и у девочек, есть все основания считать наблюдаемое явление непосредственно обусловленным процессом адаптации организма к учебной нагрузке. Большая активация адренергических факторов у мальчиков в 3 классе, по-видимому, обусловлена половыми особенностями.
ИН также более всего изменялся у первоклассников в первые 6 нед от начала обучения: его увеличение достигает условных границ зоны напряжения (135 - 154) в 1 - 2-ю нед, уменьшение в сторону нормы (120) к 6-й нед, и относительная стабильность проявляется до конца учебного года. Во 2 и 3 классах отмечено постепенное снижение ИН от начала к концу учебного года (рис. 10).
Рис. 10. Динамика индекса напряжения (ИН) у школьников 1 - 3 классов в разные периоды учебного года (в состоянии относительного покоя)
Анализ среднегодовых значений показателей сердечного ритма в состоянии относительного покоя у школьников 7 - 9 лет показал, что частота пульса (М и Мо) во всех возрастах одинакова. Не различались и другие параметры сердечного ритма. Амо/ДХ с возрастом уменьшается, как это было показано и при регистрации ЭКГ в процессе учебной деятельности. По этому параметру проявились и половые особенности: в 1 и 2 классе он был выше у девочек. В 3 классе этот параметр у мальчиков и девочек был одинаковым. По показателю ИН участие центральных механизмов в регуляции синусового ритма постепенно уменьшается как у мальчиков, так и у девочек. Все среднегрупповые значения ИН в состоянии относительного покоя у школьников младших классов находятся в условной зоне адаптации.