Здоров будешь - все добудешь ГлавнаяРегистрацияВход
Главная » Медицинские статьи » Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам


Динамика системного и регионарного кровообращения

 Изучение адаптационных реакций на учебную нагрузку тесно связано с весьма существенной для школы проблемой адаптации организма к статическим нагрузкам. 

 Для изучения системного и регионарного кровообращения были использованы методики механокардиографии и тетраполярной реографии. Исследовались все показатели центральной гемодинамики: максимальное (Мх), минимальное (Mn), среднее (Му) и боковое артериальное давление (Nw), ударный (УО) и минутный объемы (МОК) крови. Регистрировалась реограмма работающей и неработающей конечности (предплечье и голень), характеризующая степень их кровенаполнения. Все показатели изучались в начале и в конце года, а также до и после статической нагрузки мощностью 30% от максимального произвольного усилия (сжатие кистью баллона) до отказа. 

 Имеющиеся данные о выраженном воздействии статических нагрузок на кровообращение относятся главным образом к взрослым людям, тогда как вопрос этот чрезвычайно существен для детей школьного возраста, подвергаемых в процессе обучения, значительным статическим нагрузкам (поза сидения, письмо и т. д.). При этом следует считать весьма существенными уже известные данные, согласно которым статические нагрузки, в отличие от динамических, повышающих преимущественно систолическое давление, повышают и диастолическое. 

 Известные в литературе работы по изучению реакции кровообращения детей и подростков на статические нагрузки практически не ответили на кардинальный вопрос,о гемодинамическом механизме повышения АД при этом виде работы. Большинство исследователей считают, что у взрослых повышение АД определяется увеличением сердечного выброса. Значительно меньшее число исследователей основным механизмом этого явления считают повышение периферического сопротивления. До настоящего времени дискутируется также генез гиперемии работающего органа, наступающей после прекращения статического усилия. Механизм развития гиперемии объясняют как метаболическими изменениями в работающей мышце, так и механическим фактором, вызывающим реактивную гиперемию после сжатия сосудов во время, сокращения мышцы при статическом усилии. Заслуживает внимания концепция о существовании периферических барорецепторов, вызывающих вазодилятацию мелких сосудов после их сжатия. Это, в сущности, подтверждает правильность мнения исследователей, которые считают ведущим в механизме повышения АД увеличение периферического сопротивления.

 Указанное наиболее,вероятно, если учесть, что статическая нагрузка повышает и диастолическое давление, уровень которого имеет прямую связь с периферическим сопротивлением. Анализ индивидуальных данных гемодинамических показателей у одних и тех же детей (80 человек) в течение 3 учебных лет выявил снижение сосудистого тонуса от начала к концу учебного года. В связи с этим АД в мае было ниже должных возрастных величин, сниженными оказались УО и МОК, а повышенным - периферическое сопротивление. Этот комплекс гемодинамических реакций, если его оценивать с точки зрения адаптации к учебной нагрузке, нельзя считать благоприятным, вернее его расценивать как эффект утомления. 

 Наиболее закономерной реакцией системной гемодинамики на статическое усилие было повышение всех видов АД, в частности у мальчиков 2 класса Mn повышалось на 5,5%, Му и Nw - на 12%, Мх - на 10%. Наступает также увеличение УО на 40%, ЧСС - на 15%. Снижение периферического сопротивления неадекватно увеличению УО, что свидетельствует о росте артериолярного сопротивления кровотоку - повышении тонуса артериол. 

 В отличие от существенных изменений центральной гемодинамики в момент статического усилия, наступающая после его прекращения гиперемия работающей конечности сопровождается несущественными сдвигами центральной гемодинамики в начале учебного года. 

 В конце учебного года реакция центральной гемодинамики во время статического усилия более выражена, чем в начале (Mn повышается на 11% против 5,5 в начале года, Мх - на 21% против 10 в начале года). Такая реакция сохраняется после прекращения воздействия статического усилия, при этом восстановление уровня АД не происходит и на 5-й мин после нагрузки. УО увеличивается на 23% и тоже длительно держится на повышенном уровне. Следует особо подчеркнуть, что более выраженная реакция системной гемодинамики на статическое усилие в конце учебного года в виде более высокого подъема всех видов АД заслуживает особого внимания в связи с тем, что к концу года исходные показатели сосудистого тонуса оказались ниже, чем в начале. 

 В самом общем плане следует подчеркнуть, что, несмотря на одинаковую направленность гемодинамических сдвигов у мальчиков и девочек как в процессе учебного года, так и под влиянием статической нагрузки, сдвиги кровообращения у девочек менее выражены и носят более благоприятный,характер, чем у мальчиков, что можно расценивать как более совершенный тип адаптации у девочек к воздействию статических нагрузок. Это вероятнее всего объясняется разным характером режима мальчиков и девочек. Последние менее подвижны и поэтому более адаптированы ко все видам статических нагрузок, теснейшим образом связанных с учебным процессом. 

 Таким образом, даже небольшая статическая нагрузка, равная 30% от максимальной силы сжатия кистью баллона, вызывает существенные сдвиги гемодинамики: повышение,всех видов АД и нарушение координированного взаимодействия центральных и периферических звеньев гемодинамики. Эти сдвиги более выражены у первоклассников и усиливаются к концу учебного года у всех учащихся 1 - 3 классов. Указанное является еще одним теоретическим обоснованием необходимости включения динамической паузы в режим учебных занятий и физкультурных минуток в процессе самого урока, сокращение продолжительности которого до 35 мин, безусловно, целесообразно.





Категория: Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам | (30.04.2015)
Просмотров: 800 | Рейтинг: 0.0/0
Пятница, 24.11.2017, 08:49
Меню сайта
Реклама
Категории раздела
Болезни
Лекарства
Тайна древнего бальзама мумиё-асиль
Йога и здоровье
Противоядия при отравлении
Как бросить курить
Рак пищевода
Основы флюорографии
Флюорография
Рентгенология
Детская рентгенология
Вопросы рентгенодиагностики
Применение рентгеновых лучей в диагностике и лечении глазных болезней
Рентгенодиагностика заболеваний и повреждений придаточных полостей носа
Рентгенодиагностика обызвествлений и гетерогенных окостенений
Рентгенодиагностика родовых повреждений позвоночника
Рентгенодиагностика заболеваний сердца и сосудов
Беременность
диагностика и лечение болезней сердца, сосудов и почек
Кости
фиброзные дистрофии и дисплазии
Рентгенологическое исследование в хирургии желчных путей
Рентгенологическое исследование сердечно-сосудистой системы
Рентгенология гемофилической артропатии
Пневмогастрография
Пневмоперитонеум
Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам
Судебная медицина
Рентгенологическое исследование новорожденных
Специальные методы исследования желчных путей
Растения на вашем столе
Диатез
Поиск по сайту
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2017