Здоров будешь - все добудешь ГлавнаяРегистрацияВход
Главная » Медицинские статьи » Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам


Адаптация учащихся к учебной нагрузке при Э-режиме обучения

 Так же как при Т-режиме, все параметры, характеризующие умственную работоспособность учащихся 1 - 3 классов, при Э-режиме дня были относительно высокими. По своей величине и направленности изменений в процессе учебного дня, недели и четвертей учебного года регистрируемые параметры отчетливо отражают возрастные особенности. Это видно по абсолютным величинам параметров умственной работоспособности, особенно качественному - количеству ошибок, допускаемых на дифференцировку в сложном дозированном задании, а также в производных, отражающих функциональное состояние ВНД и сопротивляемость организма утомлению (САВТ, ПСАд, ПНАд, ПГАд). 

 Вместе с тем, при прочих равных условиях, все анализируемые параметры претерпевают у детей изменения различной интенсивности в зависимости от организации учебных занятий и режима дня. У школьников 1 и 3 классов изменения показателей умственной работоспособности в условиях рационального - Э-режима более благоприятны, чем при Т-режиме (табл. 7). 

 Так, количество ошибок на дифференцировку от начала к концу занятий (в первую половину дня) у первоклассников при Т-режиме увеличилось в большей мере, чем при Э-режиме. ПСАд был ниже при Т-режиме (разность 14%; ошибка разности 0,71; t = 19,7; р < 0,001). Различия существенны не только статистически, но и физиологически, ибо изменения показателя превышают 10%. 

 Более устойчивыми у первоклассников в условиях повышенной двигательной активности и укороченной непрерывной продолжительности уроков (рациональный режим) оказались условнорефлекторные, зрительно-моторные реакции на дифференцировочный раздражитель, что обычно отражает благоприятное функциональное состояние ВНД. Аналогичные различия в сдвигах качественного параметра умственной работоспособности при двух сопоставляемых режимах проявились у школьников 2 и 3 классов. Ухудшение качественного параметра умственной работоспособности в первую половину дня было у второклассников и третьеклассников при Т-режиме более интенсивным, нежели у их сверстников при Э-режиме (у = 4,65 - 7,35). 

 У школьников всех классов при двух сопоставляемых режимах существенные различия проявлялись также в недельной динамике умственной работоспособности и сопротивляемости утомлению (табл. 8). 

 В условиях укороченных уроков, продолжительности самостоятельной учебной работы (самоподготовки), не выходящей за рамки требований гигиены и регламентаций «Устава школы» (как в течение дня, так и на протяжении недели), а также повышенной ДА в дневном и недельном бюджете времени от понедельника к субботе работоспособность учащихся 1 и 3 классов была более устойчива, чем обычно. Так, от вторника и среды - дней относительно высокой работоспособности - к пятнице - дню относительно сниженной работоспособности - количество ошибок на дифференцировку у первоклассников в первую половину учебного дня при Э-режиме оставалось без изменений (сдвиг +0,03). 

 За этот же период занятий у первоклассников при Т-режиме качественный показатель ухудшался интенсивнее (сдвиг - 0,22; у = 8,4). Различия существенны и по ПНАд (разность средних 12,8%; ошибка разности 1,12%; t = 11,4; р < 0,001). САВТ была более высокой (на 14,0%) и постоянной (сдвиг + 1,0% против - 7,0%) на протяжении недели у первоклассников при Э-режиме по сравнению с их сверстниками при Т-режиме (у = 8,0). Подобную же направленность изменений от начала к концу недели обнаружили другие параметры, характеризующие функциональное состояние ЦНС, условнорефлекторные и поведенческие реакции первоклассников. 

 Существенные различия в уровнях и интенсивности сдвигов за неделю показателей умственной работоспособности в зависимости от организации учебных занятий и всего режима продленного дня констатированы у третьеклассников. Работоспособность третьеклассников во вторник, среду и пятницу при Э-режиме была более высокой, а изменения ее от начала к концу недели менее резкими, нежели при Т-режиме. 

 В динамике различных показателей умственной работоспособности по четвертям учебного года также отчетливо видны ее более высокие уровень и устойчивость у первоклассников и третьеклассников, обучающихся в условиях более рациональной организации учебных занятий, повышенной ДА и частично освобожденного от учебной деятельности четверга (табл. 9). 

 Несмотря на дневные и недельные колебания, умственная работоспособность, как уже указывалось, повышалась, а сопротивляемость утомлению нарастала от четверти к четверти в обоих сопоставляемых коллективах первоклассников. Однако примечательно, что при существенном повышении уровней показателей работоспособности во все периоды учебного года у первоклассников, имевших рационально организованный полный день, анализируемые параметры в 3, наиболее продолжительной четверти улучшались интенсивнее, либо проявляли большую устойчивость, чем у первоклассников при Т-режиме.

 Преимущество Э-режима проявилось в большем совершенствовании на протяжении учебного года умственной работоспособности и у третьеклассников. По всем показателям, особенно в 3 четверти, учащиеся третьих классов при этом режиме превосходили своих сверстников, имевших традиционный режим. От 2 к 3 четверти учебного года у них более интенсивно нарастал качественный показатель (28% против 5,4; у = 5,2), ПГАд (на 17,0% против 3,0; у = 5,7), САВТ (на 46,0% против 5,0; у = 9,2). От 3 к 4 четверти учебного года работоспособность третьеклассников снижалась, однако это снижение было меньшим. 

 Преимущества измененного режима учебных занятий и продленного дня учащихся 1, 2 и 3 классов проявились и в процессе приспособления детей к учебной нагрузке и временной потере организмом «рабочей установки» после более или менее продолжительного перерыва в повседневной деятельности. Как уже отмечено выше, в процессе адаптации организма к различным воздействующим факторам происходит становление функциональных систем на новый уровень регулирования, повышение устойчивости организма, возрастание надежности биологической системы.

 В первые недели учебного года у школьников 1 - 3 классов наблюдалась неустойчивость умственной работоспособности и условнорефлекторных реакций в дневном и недельном периодах, разнонаправленность изменений интенсивности и качества работы при обоих изученных режимах. 

 Сопоставление амплитуды колебаний ПСАд и ПНАд по качественному параметру умственной работоспособности показало, что при Э-режиме напряжение главнейшей функциональной системы - центральной нервной было у школьников 1 - 3 классов уже в первые недели учебного года меньшим, чем у их сверстников при Т-режиме (рис. 3). Следовательно, новый режим содействовал более успешной адаптации первоклассников и укорочению периода дезадаптации второклассников и третьеклассников к учебной деятельности. Этому способствовали как повышенная ДА, так и уменьшение периодов непрерывной продолжительности воздействия неблагоприятного компонента учебной деятельности - статического напряжения - на ЦНС и сердечно-сосудистую систему. Меньшая продолжительность уроков и включение в середине их динамической работы (физкультурные паузы) улучшали кровообращение, обеспечивали хотя и короткий, но активный отдых, наиболее эффективный для восстановления функциональной работоспособности нервных клеток коры головного мозга. 


Рис. 3. Динамика ПСАд и ПНАд по качественному параметру умственной работоспособности у школьников 1 и 3 классов при традиционном (Т) и экспериментальном (Э) режимах обучения 


Рис. 4. Динамика ПГАд по качественному параметру умственной работоспособности у школьников 1 и 3 классов при традиционном (Т) и экспериментальном (Э) режимах обучения

 ПГАд, равно как ПСАд и ПНАд, в первые недели претерпевал у наблюдаемых коллективов существенные изменения по уровням и амплитуде колебаний. Однако у первоклассников и третьеклассников при Э-режиме ПГАд по своему уровню во 2 - 6-й нед был в среднем выше (25,0 - 30,0%), чем у школьников тех же классов (9,6 - 22,0%) при обычном, Т-режиме (табл. 10, рис. 4). Эти различия в уровнях показателей наблюдались в последующем - на протяжении всего учебного года. Особенно значительными они были в сопоставляемых коллективах учащихся 3 класса на протяжении всего учебного года. Падение ПГАд к концу учебного года в 1 и 3 классах при двух изучаемых режимах продленного дня было несущественным (2,0 - 7,0%). 


Примечание. Ошибка ПГАд при наименьшем числе наблюдений (180), приходящихся на каждый из периодов наблюдений, - 0,59; ошибка разности - 0,84; тройная ошибка разности - 2,65; разность показателей существенна при третьем уровне значимости (р<0,001), если она превышает 2,65%. 

 Коллективы второклассников при одинаковом дневном объеме ДА имели разную продолжительность уроков - 35 и 45 мин. Поэтому именно по этим классам представляется наибольшая возможность проследить начиная с 1 четверти учебного года преимущества не только достаточной ДА, но и укороченного урока, поскольку первый компонент (ДА) был представлен в двух -коллективах второклассников в равном объеме, а второй - только в одном. 

 Начиная со 2 четверти учебного года ПСАд был более высок у второклассников, имевших 35-минутные уроки. В обоих коллективах при одинаковых величинах ПСАд к концу 1 четверти (- 20,0 и - 14,0%) у второклассников, имевших 35-минутные уроки, величина этого показателя оставалась относительно устойчивой на протяжении 2 и 3 четвертей (колебания от - 13,0 до - 17,0%). За это же время у другого коллектива второклассников, у которых уроки продолжались 45 мин, ПСАд от начала к концу 2 четверти снижался, несколько возрастая в 3 четверти и снова падая к концу учебного года. Подобные изменения ПСАд позволяют заключить, что ЦНС на протяжении года начиная с конца 1 четверти у второклассников в условиях укороченных уроков находилась в состоянии меньшего напряжения, нежели у второклассников при уроках традиционной продолжительности (45 мин). 

 В недельном периоде учебных занятий и продленного дня у второклассников при 35-минутном уроке и прочих равных условиях напряжение нервной системы также было меньшим, чем в другом наблюдаемом коллективе учащихся 2 класса. На это указывает величина колебания и направленность изменений ПНАд по качественному параметру умственной работоспособности. За вторую половину учебного года этот показатель в среднем был более низким (- 58,0%) у второклассников, уроки которых продолжались 45 мин. 

 Проявились особенности также в направленности изменений на протяжении всех четвертей ПГАд у второклассников в зависимости от продолжительности урока. У второклассников, занимающихся при укороченном уроке, ПГАд нарастал плавно и к концу 3 и 4 четвертей не обнаруживал спада, что наблюдалось у коллектива второклассников, имевших весь учебный год 45-минутные уроки. 

 Таким образом, анализ интегральных показателей адаптивности (ПСАд, ПНАд и ПГАд) по качественному параметру умственной работоспособности показывает, что приспособление к учебной нагрузке сопровождается у школьников 1, 2 и 3 классов напряжением основных функциональных систем. Это видно по данным, характеризующим состояние ЦНС. Напряжение функциональных систем в дневном, недельном и годовом периодах учебной деятельности оказывается меньшим у школьников в условиях экспериментального режима - рациональной организации учебных занятий и продленного дня. Следовательно, повышенная ДА, обеспеченная в режиме продленного дня, существенно облегчает адаптацию учащихся к учебной нагрузке и повышает сопротивляемость организма утомлению. Есть все основания полагать, что при высокой плотности 35-минутного урока и интенсивной подаче учебного материала меньшее напряжение ЦНС учащихся в этих условиях объясняется укороченным воздействием неблагоприятного статического компонента учебной деятельности и более частыми переключениями ребят на динамическую работу - свободные естественные движения во время перемен. 





Категория: Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам | (29.04.2015)
Просмотров: 823 | Рейтинг: 0.0/0
Понедельник, 23.10.2017, 11:03
Меню сайта
Категории раздела
Болезни
Лекарства
Тайна древнего бальзама мумиё-асиль
Йога и здоровье
Противоядия при отравлении
Как бросить курить
Рак пищевода
Основы флюорографии
Флюорография
Рентгенология
Детская рентгенология
Вопросы рентгенодиагностики
Применение рентгеновых лучей в диагностике и лечении глазных болезней
Рентгенодиагностика заболеваний и повреждений придаточных полостей носа
Рентгенодиагностика обызвествлений и гетерогенных окостенений
Рентгенодиагностика родовых повреждений позвоночника
Рентгенодиагностика заболеваний сердца и сосудов
Беременность
диагностика и лечение болезней сердца, сосудов и почек
Кости
фиброзные дистрофии и дисплазии
Рентгенологическое исследование в хирургии желчных путей
Рентгенологическое исследование сердечно-сосудистой системы
Рентгенология гемофилической артропатии
Пневмогастрография
Пневмоперитонеум
Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам
Судебная медицина
Рентгенологическое исследование новорожденных
Специальные методы исследования желчных путей
Растения на вашем столе
Диатез
Поиск по сайту
Реклама
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2017 врач косметолог где учиться