Применение простых и сложных методик рентгенологического исследования всегда требует фиксации больного в определенном положении на больший или меньший отрезок времени, изменения этого положения по указанию врача, выполнения различных функциональных проб, при некоторых же процедурах - приема внутрь или парентерального введения контрастных веществ, а также других действий, осуществляемых при постоянном контакте исследуемого с врачом. Все это нелегко выполнить даже со взрослыми больными, а тем более это сложно с детьми, особенно раннего и младшего возраста.
Рентгенологическое исследование новорожденных можно проводить в кювезах конструкции Г. Н. Апасова.
Для исследования грудных детей в вертикальном положении наиболее простым и удачным приспособлением является так называемый конверт, предложенный И. П. Махтазом, С. М. Стольцером и. О. А. Споровым (рис. 1). Фиксация ребенка в конверте безболезненна и осуществляется быстро одним человеком. Сам конверт, выполненный из синтетического материала, легко поддается дезинфекции. Конверт с ребенком подвешивается на специальном крюке к штативу и позволяет вращать ребенка за экраном, придавая ему любой угол поворота, не пользуясь при этом помощью санитарки или матери. Таким образом, конверт создает оптимальные условия для многоплоскостного исследования, что в свою очередь обеспечивает объемное представление о характере процесса.
Рис. 1. Приспособление для исследования детей в вертикальном положении.
Для фиксации ребенка в горизонтальном положении при рентгенографии опорно-двигательного аппарата, мочевой системы и др. применяют тугое пеленание, фиксацию исследуемой части тела к поверхности трохоскопа с помощью широкого бинта, на концах которого подвешены мешочки с песком, а у спокойных и старших детей - специальные штативы (например, штатив для рентгенографии черепа). В случае отсутствия нужных приспособлений медицинской сестре и матери приходится удерживать ребенка руками.
В ряде случаев наиболее удобно для исследования сидячее положение ребенка, для придания которого используют многочисленные конструкции стульчиков (рис. 2). На стульчике ребенок занимает привычное и достаточно устойчивое положение, позволяющее легко выполнять центрацию пучка, повороты и наклоны за экраном.
Рис. 2. Креслице для рентгенологического исследования детей в положении сидя.
Ни одно из существующих приспособлений не является универсальным, поэтому в рентгеновском кабинете обычно имеется набор приспособлений, обеспечивающих фиксацию детей в различных положениях при диагностических процедурах. Использование этих приспособлений, однако, не исключает иногда необходимости применения медикаментов для успокоения детей и даже проведения некоторых процедур под общим обезболиванием.
Неспокойным детям младшего возраста нередко приходится перед рентгенологическим исследованием назначать фенобарбитал внутрь или 1 - 2% раствор хлоралгидрата в клизме. Это не устраняет необходимости удерживать ребенка в процессе рентгенографии с помощью фиксирующих приспособлений или рук персонала. Дети старше 5 - 6 лет, как правило, ведут себя в кабинете сравнительно спокойно и после соответствующей беседы выполняют требования персонала.
Сложные рентгенологические исследования, связанные с введением контрастного вещества в бронхи, сосуды, спинномозговой канал и т. п., требуют полной неподвижности ребенка и поэтому наилучшим образом осуществимы при общем обезболивании (потенцированный наркоз, закись азота с кислородом, флюотан и др.). При бронхографии с управляемым дыханием для рентгенографии используется момент остановки дыхания.
Для получения рентгенограмм высокого качества, помимо устойчивой фиксации ребенка, требуется короткая экспозиция, достижимая только на наиболее мощных рентгеновских установках. При экспозиции порядка сотых и тысячных долей секунды рентгенограммы получаются четкими, несмотря на дыхательные движения грудной клетки и диафрагмы, пульсацию сердца, перистальтические движения стенок органов пищеварения.