Здоров будешь - все добудешь ГлавнаяРегистрацияВход
Главная » Медицинские статьи » Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам


Взаимосвязь показателей дыхательной, сердечно-сосудистой и двигательной систем при нагрузках

 С целью выявления наличия и характера функциональной взаимосвязи между исследованными параметрами был проведен корреляционный анализ показателей дыхания, кровообращения и механической работы, полученных при выполнении детьми 7 - 10 лет нагрузок с аэробной направленностью энергообеспечения. 

 Многочисленные исследования М. Е. Маршака позволили создать представление о этапном формировании корреляционных связей между вегетативными и двигательной функциями организма в процессе тренировочных занятий. Так, на начальном этапе тренировки наблюдается координация дыхательных движений и синхронизация их с определенными фазами двигательного цикла. При дальнейших занятиях связь между соответствующими фазами движения и дыхания упрочивается настолько, что сохраняется как при учащении, так и при замедлении темпа движений. Наличие более совершенной, третьей фазы регуляции в деятельности дыхания и движения отмечается в процессе длительного педагогического воздействия и характеризуется урежением дыхания при неизменном темпе движений. Так, у опытных лыжников после короткого периода врабатывания устанавливаются определенные соотношения циклов дыхания и движения (1:3 или 1:2). 

 Не только аппарат дыхания в процессе тренировок претерпевает функциональные изменения. Сопоставление динамики дыхания и ЧСС во время работы показывает наличие общих черт влияния тренировки на обе эти функции. 

 При изучении взаимосвязи дыхательной и сердечно-сосудистой систем у младших школьников в зависимости от выполнения нагрузок разной интенсивности использовался коэффициент соотношения пульс - дыхание. Известно, что он отражает напряженность работы двух систем и их взаимообусловленность. Чем ближе величина ЧСС/ЧД к значениям относительного покоя, тем более слаженно работают системы дыхания и кровообращения. Резкое увеличение ЧСС/ЧД говорит о перенапряжении сердечно-сосудистой системы, тогда как его снижение свидетельствует о процессах декомпенсации в дыхательной системе. 

 Отношения ЧСС/темп и ЧД/темп характеризуют степень синхронизации в деятельности вегетативных и двигательной функций организма детей в процессе выполнения физических нагрузок. Снижение этих показателей с возрастом расценивалось как улучшение регуляции в деятельности сердечно-сосудистого и дыхательного аппаратов соответственно задаваемой нагрузке. 

 Анализ изменения ЧСС/ЧД показал, что у детей 7 - 8 лет данный коэффициент ниже исходного значения при выполнении нагрузки как 70, так и 50% от максимальной интенсивности, а у детей 9 - 10 лет уменьшение его отмечается только в процессе работы с большой интенсивностью. При выполнении нагрузки с умеренной интенсивностью величина ЧСС/ЧД у них равна величине, регистрируемой в состоянии относительного покоя, что может свидетельствовать о лучшей взаимосогласованности в деятельности систем дыхания и кровообращения у детей 9 - 10 лет во время работы с нагрузкой 50% от максимальной интенсивности. Об улучшении с возрастом регуляторных процессов при мышечной деятельности свидетельствуют и соотношения ЧСС/темп и ЧД/темп. 

 Известно, что одним из надежных способов оценки тесноты взаимодействия функций является расчет коэффициента корреляции. Характер корреляционных взаимоотношений между ЧСС/ЧД, ЧД/темп, ЧСС/темп и показателями, отражающими кислородное обеспечение организма детей младшего школьного возраста в процессе выполнения нагрузок большой и умеренной интенсивности, свидетельствует о том, что ЧСС/ЧД при нагрузке 70% от максимальной имеет постоянно высокую степень тесноты связи с дыхательным объемом в обеих возрастных группах, а с кислородной эффективностью дыхания только у детей 9 - 10 лет. При этом, как отмечалось ранее, величина отношения численно была одинаковой как у 7 - 8, так и у 9 - 10-летних школьников. В свою очередь, ЧД/темп находится в отрицательной зависимости с показателями относительного потребления кислорода, величиной дыхательного объема, кислородной эффективностью дыхания у детей обеих возрастных групп. В отличие от школьников 7 - 8 лет ЧД/темп проявляет у детей 9 - 10 лет постоянно высокую степень тесноты связи с кислородной эффективностью сердечного цикла и способностью лучше утилизировать кислород из вдыхаемого воздуха. Изучение взаимосвязи ЧСС/темп с показателями эффективности кислородно-транспортной системы организма в процессе выполнения нагрузки 70% от максимальной интенсивности показало, что данное отношение постоянно проявляет высокую степень тесноты связи с потреблением кислорода, кислородной эффективностью сердца и с КИО2 только у детей 9 - 10 лет. 

 Анализ данных о взаимосвязи вегетативных и двигательной функций организма детей и влиянии ее на кислородную эффективность транспортной системы при выполнении нагрузки 70% от максимальной интенсивности свидетельствует о повышении с возрастом роли межфункциональной координации в более эффективном снабжении работающих мышц кислородом. 

 Выполнение высокоинтенсивной нагрузки, например увеличение темпа работы, способствует установлению наиболее точных взаимоотношений в регулируемых системах. Как показывают данные нашего исследования, у детей 7 - 10 лет степень тесноты связей между показателями вегетативной и двигательной систем в процессе выполнения нагрузки 70% от максимальной увеличивается по сравнению с нагрузкой 50%. Причем у детей 9 - 10 лет количество таких связей больше, чем у 7 - 8-летних. 

 Важное проявление координации вегетативных функций организма при мышечной деятельности - наличие устойчивого согласования ритма дыхания и темпа движений. Организмом используются два типа А дыхания во время выполнения физических упражнений. Первый тип - биомеханический, характеризуется адекватностью адаптации дыхания форме и характеру движений, при которой дыхание входит в структуру координированного двигательного акта. Второй тип гомеостатический - адаптация дыхания адекватна изменениям внутренней среды организма. Этот тип адаптации определяется в первую очередь субкортикальными механизмами, регулирующими процесс дыхания в зависимости от информации, посылаемой хеморецепторами. Можно предположить, что при выполнении нагрузок интенсивностью 70 и 50% у детей 7 - 10 лет преобладает первый тип адаптации дыхания, осуществляемый кортикальными механизмами с ведущей ролью пропреоцептивной афферентации. При этом способность к мобилизации систем организма и, следовательно, к синхронизации ритмических процессов при выполнении нагрузки 70% от максимальной интенсивности с возрастом повышается. 

 В то же время взаимосвязь моторики и ЧСС у младших школьников выражается менее отчетливо, чем моторики и ЧД. Данный факт, вероятно, объясняется меньшими функциональными возможностями детей 7 - 10 лет. Так, если при работе интенсивностью 70% дети 7 - 8 лет могут компенсировать снижение ЧД увеличением ДО, как это происходит на третьей фазе А дыхания, то сердечная мышца таких возможностей не имеет - величина УО при нагрузках разной интенсивности изменяется незначительно. 

 Таким образом, анализ взаимосогласованности физиологических систем во время выполнения физических нагрузок детьми младшего школьного возраста позволяет заключить, что степень тесноты взаимосвязи зависит от возраста и величины нагрузки. Чем старше возраст детей, тем выше степень тесноты связи между мощностью работы и кислородной эффективностью кровообращения и дыхания, что обусловливается повышением с возрастом эффективности взаимодействия функций во время выполнения циклических нагрузок большой и умеренной интенсивности. 

 Выявленная специфика тренирующего воздействия нагрузок большой и умеренной интенсивности, обусловленная особенностями как энергообеспечения, так и взаимосвязи двигательных и вегетативных функций, позволяет наметить более эффективные пути их использования на уроках физкультуры в целях развития выносливости младших школьников с учетом возрастных возможностей организма. 





Категория: Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам | (02.05.2015)
Просмотров: 3762 | Рейтинг: 0.0/0
Пятница, 29.03.2024, 15:58
Меню сайта
Реклама
Категории раздела
Болезни
Лекарства
Лекарственные растения
Тайна древнего бальзама мумиё-асиль
Йога и здоровье
Противоядия при отравлении
Как бросить курить
Рак пищевода
Основы флюорографии
Флюорография
Рентгенология
Детская рентгенология
Вопросы рентгенодиагностики
Применение рентгеновых лучей в диагностике и лечении глазных болезней
Рентгенодиагностика заболеваний и повреждений придаточных полостей носа
Рентгенодиагностика обызвествлений и гетерогенных окостенений
Рентгенодиагностика родовых повреждений позвоночника
Рентгенодиагностика заболеваний сердца и сосудов
Беременность
диагностика и лечение болезней сердца, сосудов и почек
Кости
фиброзные дистрофии и дисплазии
Рентгенологическое исследование в хирургии желчных путей
Рентгенологическое исследование сердечно-сосудистой системы
Рентгенология гемофилической артропатии
Пневмогастрография
Пневмоперитонеум
Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам
Судебная медицина
Рентгенологическое исследование новорожденных
Специальные методы исследования желчных путей
Растения на вашем столе
Диатез
Поиск по сайту
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024