Здоров будешь - все добудешь ГлавнаяРегистрацияВход
Главная » Медицинские статьи » Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам


Особенности адаптации двигательной и сердечно-сосудистой систем к физическим нагрузкам

 Литературные данные свидетельствуют о том, что в процессе роста и развития детей школьного возраста происходит совершенствование функций, обеспечивающих адаптацию организма к физическим нагрузкам. Показано также, что занятия спортом весьма положительно влияют на развитие систем жизнеобеспечения и их приспособление к меняющимся условиям внешней среды. Вместе с тем имеющиеся данные фрагментарны, не систематизированы с учетом возрастных и половых особенностей и не дают достаточно полных представлений об адаптивных реакциях детского организма на физические нагрузки разной мощности. 

 В связи с тем, что ребенок в естественных условиях и особенно в процессе обучения имеет дело с широким спектром мышечных нагрузок, используемых для развития у него двигательных качеств, специалистам в области возрастной физиологии, врачебного контроля, практикам физического воспитания и трудового обучения важно знать, как детский организм адаптируется к разным физическим нагрузкам, каковы функциональные сдвиги при этом, их оптимальные границы и возможности на разных этапах онтогенеза. Исследования в этом плане адаптацию физиологических систем к мышечной деятельности позволят более обоснованно и объективно подойти к классификации физических нагрузок по зонам мощности и их нормированию с учетом возрастно-половых особенностей школьников. 

 В первую очередь практика ждет результатов изучения адаптивных возможностей младших школьников, так как именно на этом возрастном этапе закладываются основы многих ведущих двигательных качеств. Актуальность указанных исследований подкрепляется и тем обстоятельством, что специалисты теории и практики физического воспитания не располагают достаточными физиологическими обоснованиями для решения вопроса о том, с какого возраста и в какой степени требуется дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек. 

 Исследования проводились на базе средней общеобразовательной школы № 710 Москвы с практически здоровыми учащимися 1 и 3 классов: мальчиками и девочками 7 - 10 лет, отнесенными к основной медицинской группе. 

 Принятый за основу комплексный подход к изучению проблемы адаптации предопределил выбор методических приемов, которые позволили интегрально оценить функции ряда ведущих физиологических систем детского организма. В экспериментальных условиях с соблюдением высокой метрологической точности задаваемых с помощью велоэргометра физических нагрузок разной мощности в диапазоне от 20 до 100% от максимальной нагрузки у школьников изучались реакции двигательной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. С этой целью использовались следующие методики: велоэргометрия, полиграфическая регистрация биомеханических показателей движений, БА мышц, зрительно-двигательных реакций; запись ЧС, ЭКГ, реографическая регистрация сердечного выброса, запись параметров внешнего дыхания, изучение периферического кровотока методом окклюзионной плетизмографии, газоанализ выдыхаемого воздуха, оценка физической работоспособности методом PWC170. 

 Разная мощность работы на велоэргометре задавалась двумя способами: изменением сопротивления махового колеса при постоянном вращении педалей и изменением темпа педалирования при постоянном сопротивлении. Нагрузки подбирались индивидуально по специальной апробированной в предварительном эксперименте методике. При первом способе вначале определялась величина максимальной нагрузки при частоте педалирования 90 об/мин и работе до отказа продолжительностью не более 5 - 10 с. Остальные нагрузки задавались в процентах от максимальной. Для того чтобы нивелировать начальное большое сопротивление велоэргометра, выход на заданную мощность осуществлялся плавно в течение первых 10 с. 

 При втором способе каждому испытуемому предлагалось воспроизвести максимальный темп педалирования при разном сопротивлении махового колеса в диапазоне от 0,5 до 3 кг с интервалом в 0,5 кг. Оказалось, что школьники 7 - 8 лет воспроизводят максимальный темп педалирования при сопротивлении колеса, равном 2 кг, школьники 9 - 10 лет - при сопротивлении колеса, равном 2,5 кг. 

 Разная мощность работы задавалась каждому испытуемому исходя из его максимального темпа педалирования изменением интенсивности работы при постоянном сопротивлении махового колеса, равном 2 и 2,5 кг соответственно для детей 7 - 8 и 9 - 10 лет. Темп задавался с помощью электромеханического лидера, показывающего должную и начальную частоту движений. 

 Все исследованные биомеханические и биоэлектрические параметры двигательного аппарата, показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем регистрировались до работы и на 1, 3, 5, 8 и 10-й мин периода восстановления, а многие из них, если позволяли методические возможности, и во время работы.





Категория: Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам | (01.05.2015)
Просмотров: 1846 | Рейтинг: 0.0/0
Четверг, 25.04.2024, 05:09
Меню сайта
Реклама
Категории раздела
Болезни
Лекарства
Лекарственные растения
Тайна древнего бальзама мумиё-асиль
Йога и здоровье
Противоядия при отравлении
Как бросить курить
Рак пищевода
Основы флюорографии
Флюорография
Рентгенология
Детская рентгенология
Вопросы рентгенодиагностики
Применение рентгеновых лучей в диагностике и лечении глазных болезней
Рентгенодиагностика заболеваний и повреждений придаточных полостей носа
Рентгенодиагностика обызвествлений и гетерогенных окостенений
Рентгенодиагностика родовых повреждений позвоночника
Рентгенодиагностика заболеваний сердца и сосудов
Беременность
диагностика и лечение болезней сердца, сосудов и почек
Кости
фиброзные дистрофии и дисплазии
Рентгенологическое исследование в хирургии желчных путей
Рентгенологическое исследование сердечно-сосудистой системы
Рентгенология гемофилической артропатии
Пневмогастрография
Пневмоперитонеум
Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам
Судебная медицина
Рентгенологическое исследование новорожденных
Специальные методы исследования желчных путей
Растения на вашем столе
Диатез
Поиск по сайту
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024