Здоров будешь - все добудешь ГлавнаяРегистрацияВход
Главная » Медицинские статьи » Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам


Физиолого-гигиенические предпосылки организации учебных занятий в условиях продленного дня

 В группах и школах продленного дня обучается и воспитывается значительное число учащихся. В 1978 г., например, ими повсеместно в нашей стране было охвачено около 10 млн. детей. Однако общим недостатком режима этих школ (групп), за редким исключением, оказывается ограничение двигательной активности детей, уменьшение времени активного отдыха на открытом воздухе, чрезмерная продолжительность самоподготовки, отсутствие дневного сна для первоклассников и детей с ослабленным здоровьем. В этих случаях педагогические задачи решаются школой в отрыве от оздоровительных мер воздействия на учащихся, не упорядочивается учебная нагрузка, не осуществляется профилактика переутомления. Пониженная ДА и существенное статическое напряжение форсируют утомление учащихся младших классов. 

 В построении экспериментального продленного дня, где были развернуты основные работы по изучению адаптации организма детей и подростков к учебной и физической нагрузкам, нашли отражение результаты ранее проведенных исследований по нормированию и эффективной организации различных видов деятельности и отдыха учащихся. 

 В школе продленного дня представляется возможным рассредоточить учебную нагрузку между первой и второй половинами дня, учитывая и известную периодичность физиологических функций, отражением которых является дневная динамика умственной работоспособности, условнорефлекторных и поведенческих реакций учащихся. Наиболее высокий уровень общей умственной работоспособности у большинства здоровых детей приходится на утренние часы - с 8 до 11 ч. К 14 ч она снижается, причем в большей мере ухудшаются ее качественные показатели. Второй, относительно меньший подъем умственной работоспособности наблюдается в 16 - 17 ч, после чего следует ее интенсивный спад, нарастание торможения в нервных клетках коры головного мозга. Эта динамика умственной работоспособности диктует целесообразность организации занятий по наиболее сложным для учащихся предметам только до обеда. На этот же период дня, как показал специальный эксперимент, лучше всего переносить и самостоятельную учебную работу учащихся. 

 В период относительно высокой работоспособности на выполнение учебных занятий, при прочих равных условиях, учащиеся затрачивают существенно меньше времени, нежели в условиях организации самостоятельной работы во вторую половину дня, после 15 - 16 ч. 

 В условиях школы продленного дня, когда самостоятельная работа учащихся включается в систему уроков, гигиенически оправдано проведение занятий по изобразительному искусству и музыке, природоведению, чтению, физкультуре в отдельные дни недели во вторую половину дня. 

 Показатели, отражающие суточный ритм физиологических процессов у большинства учащихся начальных классов, весьма чувствительны к воздействию окружающей среды. Эта особенность находит отражение и в изменении работоспособности. Ее дневная динамика оказывается обусловленной не только количеством уроков, но и их продолжительностью. В соответствии с «Уставом школы» максимальная продолжительность урока для учащихся всех классов установлена 45 мин. Однако многолетние исследования показывают, что в 1 и 2 классах оптимальная продолжительность непрерывной деятельности, которая сочетается с весьма утомительной для детей 7 - 9 лет статической нагрузкой (вынужденная рабочая поза за ученическим столом), не превышает 35 мин, а для учащихся 6 лет - 25 мин. 

 Руководствуясь изменениями психофизиологических показателей не только у детей 8 - 10 лет, но и более старшего возраста, многие гигиенисты, педиатры, физиологи, психологи еще в конце прошлого столетия считали, что непрерывная продолжительность умственной деятельности не должна превышать более 30 мин. Меньшее утомление и более устойчивую дневную и недельную работоспособность учащихся первых классов констатировали отечественные физиологи и гигиенисты в случаях укороченных уроков. Так, качественные показатели работоспособности снижались к концу занятий у школьников при 45-минутной продолжительности уроков на 70%. После четырех 35-минутных уроков такого резкого снижения работоспособности не наблюдалось, существенно выше (42% против 24) была способность запоминания и вегетативная реактивность. В условиях 35-минутной продолжительности уроков у детей в меньшей степени наблюдалось ухудшение ВНД. В целесообразности укороченной продолжительности уроков для учащихся 1 - 3 классов убеждает многолетний эксперимент в школе г. Пущино-на-Оке, в ходе которого широко применялись физиологические, психофизиологические и гигиенические методики исследования. Регистрировалась работоспособность, условнорефлекторные и поведенческие реакции, устойчивость ясного видения. 

 Сдвоенные 45-минутные уроки оказывают на работоспособность школьников бесспорно отрицательное влияние. Однако экспериментальные исследования, специально проведенные гигиенистами и педагогами, позволили установить, что два 35-минутных урока с обязательными 5 - 10-минутными перерывами, отведенные одному предмету, не приводят к ухудшению умственной работоспособности. Положительное влияние подобного построения учебного дня было прослежено еще в конце прошлого века. За 6 получасовых уроков по математике в неделю ученики успевали усвоить больше, чем за 4 обычных, 45-минутных урока. Сокращение времени занятий вполне компенсировалось более высокой работоспособностью учащихся и их активностью на уроках. Таким образом, бесспорно, что укорочение периодов непрерывной работы позволяет не только более рационально организовать учебную деятельность учащихся, но и высвободить время для их отдыха. 

 Не менее важное условие поддержания работоспособности учащихся на относительно высоком уровне в течение более длительного времени - чередование уроков, различных по видам деятельности. Установлено, что наибольший эффект повышения умственной работоспособности и большая последующая ее устойчивость оказываются у школьников в тех случаях, когда переключение с занятий по общеобразовательным предметам на уроки труда, физкультуры, активный отдых приурочивается к только начинающемуся спаду работоспособности, т. е. в 1 - 2 классах к 3-му уроку. Занятия физкультурой между уроками математики, родного языка, чтения поддерживают постоянный уровень активности. 

 Охрана и укрепление здоровья школьников, их физическое совершенствование имеют особо важное значение для воспитания гармонически развитого подрастающего поколения и профилактики различных заболеваний. В материалах отдела сердечно-сосудистых заболеваний ВОЗ подчеркивается, что профилактика атеросклероза должна начинаться в детском возрасте, а физическая нагрузка является фактором, обладающим защитным действием, и, наоборот, оказывается фактором риска, если она понижена. Занятия физкультурой - фактор, обладающий защитным оздоровительным влиянием на организм взрослых и детей. 

 Понижение двигательной активности, длительная работа в вынужденной рабочей позе за ученическим столом сопровождаются спазмом артериол, что чревато общим повышением кровяного давления. Повышение двигательной активности в режиме дня, чередование умственных и физических нагрузок при строгом их нормировании - одна из мер профилактики сердечно-сосудистых расстройств у детей и подростков, в частности развития гипертонии. Двигательный режим, обеспечивающий активный отдых учащихся, удовлетворяющий естественную потребность организма детей в движениях, - важнейший оздоровительный и профилактический фактор общего режима дня. Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных и гигиенических), которые могут оказывать влияние на здоровье школьников, по интенсивности воздействия в наши дни на первом месте оказывается физическое воспитание (r = 0,50). и степень упорядоченности режима дня (r = 0,44). Эти факторы проявились как доминирующие и при выявлении множественной корреляции между состоянием здоровья и совокупностью воздействующих факторов. 

 Дети и подростки, в режиме которых значителен объем двигательной активности (утренняя гимнастика, ежедневный 1,5 - 2-часовой активный отдых, занятия физическими упражнениями до 6 - 8 ч в неделю), по сравнению со школьниками, не имеющими этих элементов в режиме дня, чаще обладают гармоническим физическим развитием и высокой физической подготовленностью, высокой умственной и мышечной работоспособностью, а также сопротивляемостью утомлению, более благоприятными показателями, характеризующими функциональное состояние нервной системы, более экономичной работой сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, высокой иммунной реактивностью, большей способностью быстрее, экономичнее и эффективнее овладевать профессиональными движениями. Повышая общую умственную работоспособность и совершенствуя функциональные возможности физиологических систем, регулярные занятия учащихся младших классов в спортивных секциях и кружках повышают сопротивляемость организма утомлению. 

 Таким образом, бесспорно, что положительное влияние оптимального объема двигательной активности в режиме дня проявляется у детей в работе всех органов и физиологических систем. Причем двигательные качества развиваются успешнее, если моторные упражнения включаются систематически в раннем онтогенезе. Из всех возрастных групп детей, охваченных общим средним образованием, младший школьный возраст (7 - 10 лет) оказывается наиболее продуктивным периодом развития двигательных возможностей и физического совершенствования. При этом девочки в большей мере, чем мальчики, нуждаются в охвате их организованными формами физического воспитания. 

 Специальными работами, посвященными выявлению значения суточной, недельной и сезонной двигательной активности для роста, развития и состояния здоровья детей, было установлено, что существующая организация учебного процесса в школе и сложившийся уклад жизни в семье не обеспечивают биологическую потребность организма в движениях. Два урока физкультуры, предусмотренные учебным планом школы, не могут восполнить существующий дефицит двигательной активности. Таким образом, возникает насущная необходимость помимо обязательного использования малых форм физического воспитания ввести 1 ч организованного активного отдыха в режиме учебных занятий. 

 Условия организации динамической паузы весьма небезразличны для ее оздоровительного эффекта. Последний оказывается наиболее ощутим, если динамическая пауза проходит на открытом воздухе в дополуденное и полуденное время. Прежде всего проведение перемен или физических упражнений на открытом воздухе в значительно большей мере (на 65%), чем в помещении, повышает двигательную активность учащихся. Кроме того, во все сезоны года световой и ультрафиолетовый факторы наиболее благоприятны в указанное время. В случае недостаточного пребывания на открытом воздухе в условиях благоприятного светового и ультрафиолетового климата у школьников понижается содержание неорганического фосфора в крови, оказывается неустойчивой биоэлектрической активности мышц спины при статической нагрузке, снижается острота зрения. 

 Дискомфортные температурные, световые условия, недостаточность ультрафиолета, сниженная двигательная активность существенным образом сказываются на годовой динамике морфофункциональных и психофизиологических показателей школьников. Так, у мальчиков 11 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера, от сентября к маю наблюдалось интенсивное увеличение массы тела, снижение показателей двигательной подготовленности, падение уровня содержания гемоглобина крови. Повышение двигательной активности мальчиков этого возраста путем выполнения ими специальных домашних заданий или занятий во внешкольное время 3 раза в неделю по 2 ч физкультурой нивелировало неблагоприятные влияния на детей условий Крайнего Севера. 

 Значимо восполняют общую суточную двигательную активность детей так называемые малые формы физического воспитания. К ним относят: утреннюю гимнастику дома (10 мин), гимнастику перед началом уроков в школе (10 мин), физкультурные паузы на уроках (3 мин), подвижные игры на малых (5 - 7 мин) и больших (15 - 20 мин) переменах, прогулки и подвижные игры в перерывах между учебными занятиями в классе и самостоятельной подготовкой уроков. В сумме время на малые формы физического воспитания составляет до 45 мин, что позволяет детям 7 - 11 лет проявить от 43 до 60% требуемого для них суточного числа движений. 

 Гимнастика до уроков хотя и непродолжительна по времени, однако оказывает огромное оздоровительное влияние, повышая возбудимость нервной системы, способствует более быстрому вхождению в работу. В процессе учебной деятельности у школьников возникают сдвиги в ряде функциональных систем. Изучение устойчивости произвольного внимания, активности учащихся на уроке, амплитуды колебаний у них сердечного ритма, отражающего степень упроченности доминанты, активационного уровня коры головного мозга показывает существенный спад всех этих показателей к 15 - 20 мин урока. К этому присоединяются неблагоприятные изменения функционального состояния сердечно-сосудистой системы как результат статической нагрузки, обусловленной рабочей позой, и нарушение симметрии кровоснабжения полушарий головного мозга, вызванное длительным наклоном головы во время чтения и письма. 

 Так, колебания ЧСС у первоклассников на уроках русского языка, математики, чтения не превышали 10 ударов в первые 13 - 17 мин учебной работы. Затем стабильность пульса нарушалась, амплитуда колебаний возрастала. Подобные изменения говорят о том, что через 13 - 17 мин сосредоточенной работы упроченность доминантного состояния падает и работоспособность снижается. Результаты хронометража уроков созвучны с,результатами пульсотахометрии: активность детей первые 15 мин занятий достигала 89%, тогда как в последующие 20 мин - 68%. Развивающееся утомление выражается в возрастании «двигательного беспокойства» - охранительного возбуждения детей. После 15 - 20 мин работы количество движений увеличивалось до 98%, тогда как первые 15 мин деятельности оно не превышало 50%. 

 Из трех видов нагрузок у школьников в процессе учебных занятий наиболее утомителен статический компонент. С этим компонентом, даже при кратковременном воздействии, связано изменение у детей гемодинамических и других функциональных показателей: нарушение подвижности основных нервных процессов, снижение умственной и мышечной работоспособности, падение уровня насыщения крови кислородом, удлинение восстановительного периода вегетативных функций после дозированной нагрузки. Даже одноминутная статическая нагрузка («вис» и «упор») вызывает у детей существенные неблагоприятные изменения гемодинамических показателей, проявляющиеся в более поздних стадиях отдыха резким увеличением минимального кровяного давления и, как следствие этого, снижением пульсового давления. В результате воздействия статической нагрузки, связанной с позой учащихся, и даже специальной дозированной нагрузки на кисть и предплечье (сжатие баллона ручного эргометра силой в 15 и 30% от максимальной) происходят сдвиги кровообращения системного характера: повышается периферическое сопротивление, увеличивается минимальное и падает пульсовое давление. 

 Физические упражнения в середине урока позволяют в значительной мере снять отмеченные отрицательные сдвиги в физиологических системах организма и повысить работоспособность учащихся. В физкультурные минутки помимо упражнений, требующих напряжения и расслабления крупных мышц туловища и конечностей, совершенно обязательно вводить упражнения мелких мышц кисти и пальцев рук. Это повышает работоспособность, содействует развитию мелких мышц, кисти, совершенствованию тонких двигательных координаций, благоприятствует развитию речи детей. На всех этапах развития речевой функции исключительную роль играет ДА ребенка, несколько меньшую - общая моторика, но значительную - тонкие движения пальцев рук (исторически связанные с речью). Проприорецептивные импульсы от пальцев рук вызывают активацию ассоциативных зон коры головного мозга, и это прежде всего сказывается на развитии речевой функции. 

 Сглаживанию неблагоприятных функциональных сдвигов, обусловленных преимущественно влиянием статического компонента учебной деятельности, способствует активный отдых на переменах. Наиболее благотворное влияние на работоспособность и здоровье школьников оказывают перемены, которые проходили на открытом воздухе в играх средней подвижности. Такие перемены позволяют в большей мере утолить детям «двигательный голод», чем перемены, организованные в помещении. Отдыхая на воздухе, дети в среднем 80% времени находятся в движении, а в помещении - лишь 49%. Интенсивность (количество шагов в 1 мин) в первом случае в два раза более высокая, чем во втором. Самая низкая работоспособность, при прочих равных условиях, наблюдалась у школьников на уроках в конце рабочего дня в случаях нерациональной организации перемен в рекреационных помещениях (хождение парами). 

 Закономерные изменения работоспособности прослеживаются у детей и на протяжении учебной недели. Большинство исследователей констатируют относительно низкую работоспособность учащихся в понедельник и пятницу, а относительно высокую и устойчивую - во вторник и среду. Частичная разгрузка от учебных занятий среды или четверга (занятия общественно полезным трудом, экскурсии в природу, в музеи и на выставки) способствует повышению работоспособности школьников в пятницу и субботу. 

 Организация питания детей в режиме продленного дня требует внимания педагогов, воспитателей, медицинских работников. Длительный перерыв в приемах пищи сказывается неблагоприятно на пищевом рефлексе, пищеварении и работоспособности учащихся. За время пребывания в школе продленного дня учащимся требуется обеспечить трехразовое питание: горячий завтрак, обед и полдник в соответствии с действующими нормативами физиологической потребности организма детей в пищевых ингредиентах - белках, жирах, углеводах, минеральных солях и витаминах. 

 Санитарно-гигиенические условия обучения: освещение, микроклимат, ученическая мебель - все эти факторы внешней среды далеко не безразличны для работоспособности детей, состояния их зрения и осанки. Соответствие этих факторов гигиеническим требованиям обязательно. Установлено, что нарастание близорукости у детей идет интенсивнее в школах, где естественная и искусственная освещенность ниже установленных нормативов. 

 Динамические наблюдения за состоянием здоровья детей показывают, что в случаях гигиенически правильно организованных различных видов деятельности и отдыха в школах продленного дня от начала к концу учебного года у детей отмечаются более благоприятные сдвиги в показателях физического развития, особенно жизненной емкости легких, силе, выносливости, двигательной подготовленности, меньшей оказывается заболеваемость по сравнению с их сверстниками, посещающими группы продленного дня. 

 Указанные в настоящей главе физиолого-гигиенические предпосылки рационального построения режима дня детей были положены в основу организации учебных занятий, творческой деятельности и отдыха детей в экспериментальной школе № 710 Москвы. Адаптация учащихся к учебной нагрузке в условиях рационального режима изучалась в течение 6 лет. Этому предшествовали исследования реакций адаптации учащихся 1 - 2 и 3 классов при традиционной организации учебных занятий и продленного дня (Т-режим) при широком использовании технических средств обучения. Накопленные за этот период данные по изменению у школьников различных функциональных показателей явились тем необходимым фондом, с которым возможно было бы сопоставлять реакции учащихся того же возраста и класса при иной организации обучения и режима продленного дня. 

 Экспериментальный режим (Э-режим) предусматривал сокращение продолжительности уроков в 1 - 3 классах с 45 до 35 мин; предназначение двух смежных уроков для занятий по одному предмету, с выделением времени для самостоятельной работы учащихся. Около половины времени .пребывания ребенка в школе продленного дня приходится на занятия по интересам в кружках и секциях, экскурсии, участие в плановых мероприятиях класса и школы, выполнение общественных поручений. Организация учебного процесса без домашних заданий поставила вопрос о необходимости усиления доли самостоятельных работ на уроке. 

 Учитывая динамику работоспособности от понедельника к субботе и исследования гигиенистов о целесообразности переключения учащихся в середине недели на вид деятельности, отличной от занятий по общеобразовательным предметам, при Э-режиме в четверг, после 3-го урока для детей были организованы экскурсии в природу, в музеи,.на выставки, на производства. 

 В отличие от Т-режима, где объем ДА составляет не более 11% от недельного бюджета времени, отведенного на учебную и внеклассную деятельность, Э-режим обеспечивал учащимся 1 - 3 классов недельную ДА в объеме 21 ч, что составляло 50% от бюджета времени, на учебную и внеклассную деятельность. Повышенная ДА обеспечивалась обязательным проведением физкультурных минуток на всех уроках по общеобразовательным предметам; поощрением подвижных игр на переменах; рационально организованной часовой динамической паузой на воздухе в околополуденное время; 1,5-часовым пребыванием детей на воздухе во вторую половину полного дня; вовлечением детей в спортивно-массовую работу не менее двух раз в неделю. 

 Это обеспечивало рациональное чередование учебных занятий и активного отдыха, необходимых для поддержания в течение длительного времени относительно высокой и устойчивой работоспособности учащихся, совершенствования их функциональных возможностей, физического развития и двигательной подготовленности. Динамическая пауза в режиме полного дня была насыщена преимущественно естественными движениями: ходьбой, бегом, прыжками, лазаньем, метанием. Проводились различные,подвижные игры, эстафеты, выполнялись физические упражнения с предметами. 

 Динамическая пауза рассматривалась не только как активный отдых, но и как одна из форм организации физического воспитания детей. 

 Большое внимание в,реализации экспериментального режима полного дня уделялось организации времени, свободного от учебных занятий. Основная педагогическая функция свободного времени - это развитие познавательных интересов, формирование определенных умений и навыков, преобразование и обогащение внутреннего духовного мира ребенка. Само по себе наличие свободного времени у детей 7 - 10 лет не может дать положительного эффекта, так как умение его разумно использовать предполагает довольно высокий уровень духовной культуры, определенный жизненный опыт, достаточную информационную осведомленность. Свободное время учащихся при Э-режиме распределялось между общественно полезным трудом, физическим воспитанием, занятиями по интересам. 

 Запланированный дневной и недельный объем ДА потребовал некоторого благоустройства земельного участка школы. За каждым классом были закреплены игровые площадки, оборудованные малыми спортивными формами, в зимнее время заливался каток и прокладывалась лыжня вокруг всей территории. Рациональное использование площади участка,позволяло при благоприятных погодных условиях ежедневно проводить с детьми на открытом воздухе динамическую паузу, прогулки и игры во вторую половину дня, а также частично физкультурно-массовую работу. 

 Санитарное состояние и содержание основных помещений школы, оборудование классов, организация трехразового питания детей обеспечивались строгим выполнением действующих санитарных правил и инструктивных указаний. 

 Изучение адаптации учащихся к учебным нагрузкам в условиях достаточно высокой двигательной активности покажет, насколько успешно преодолевает растущий организм трудности, связанные с эндогенными и экзогенными факторами. 





Категория: Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам | (27.04.2015)
Просмотров: 2379 | Рейтинг: 0.0/0
Вторник, 23.04.2024, 16:16
Меню сайта
Реклама
Категории раздела
Болезни
Лекарства
Лекарственные растения
Тайна древнего бальзама мумиё-асиль
Йога и здоровье
Противоядия при отравлении
Как бросить курить
Рак пищевода
Основы флюорографии
Флюорография
Рентгенология
Детская рентгенология
Вопросы рентгенодиагностики
Применение рентгеновых лучей в диагностике и лечении глазных болезней
Рентгенодиагностика заболеваний и повреждений придаточных полостей носа
Рентгенодиагностика обызвествлений и гетерогенных окостенений
Рентгенодиагностика родовых повреждений позвоночника
Рентгенодиагностика заболеваний сердца и сосудов
Беременность
диагностика и лечение болезней сердца, сосудов и почек
Кости
фиброзные дистрофии и дисплазии
Рентгенологическое исследование в хирургии желчных путей
Рентгенологическое исследование сердечно-сосудистой системы
Рентгенология гемофилической артропатии
Пневмогастрография
Пневмоперитонеум
Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам
Судебная медицина
Рентгенологическое исследование новорожденных
Специальные методы исследования желчных путей
Растения на вашем столе
Диатез
Поиск по сайту
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024