Здоров будешь - все добудешь ГлавнаяРегистрацияВход
Главная » Медицинские статьи » Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам


Изменения функционального состояния коры головного мозга

 Для организации любой формы деятельности человека большое значение имеет функциональное состояние ЦНС, отражающее результат сложного динамического взаимодействия как целостного организма с внешней средой, так и отдельных его частей и систем между собой. В особенностях и изменениях функционального состояния ЦНС находят отражение мотивации и состояния стресса, утомление, умственное и эмоциональное напряжение. Многочисленными экспериментальными исследованиями было показано, что важная роль в формировании функционального состояния мозга принадлежит взаимодействию активирующей и инактивирующей (тормозной) систем мозга, локализованным на разных уровнях ретикулярной формации, получающим информацию от внешней и внутренней среды организма и в свою очередь определяющим состояние других мозговых структур. 

 К числу наиболее изученных проявлений различных функциональных состояний ЦНС относятся показатели частотно-амплитудной характеристики ЭЭГ. Как было показано еще Дэвисом и Джаспером, а позднее подтверждено другими исследователями, у большинства здоровых людей обнаруживается четкая корреляция между функциональным состоянием ЦНС и характером ЭЭГ. Снижение функционального состояния - переход от покоя к дремоте и сну - сопровождается замедлением частоты и увеличением амплитуды волн ЭЭГ, а его повышение - переход от состояния покоя к активной деятельности - увеличением частоты биопотенциалов мозга и снижением их амплитуды. 

 Выявление наиболее информативных показателей исходного функционального состояния ЦНС, позволяющих прогнозировать возможные изменения в деятельности нервной системы, определяемые характером предстоящей работы, имеет большое значение как для организации трудовой деятельности, так и для повышения ее эффективности. 

 Наиболее общими параметрами, характеризующими функциональное состояние ЦНС при бодрствовании, являются основные свойства нервной системы: возбудимость, реактивность, лабильность и их соотношения. Совокупность этих показателей, обеспечивающая условия функционирования системы, адекватные требованиям текущего момента, и определяет функциональное состояние ЦНС. В свою очередь различные уровни возбудимости и реактивности нервной системы являются результатом сложного взаимодействия коры больших полушарий с нижележащими отделами мозга, в частности неспецифическими системами ствола и среднего мозга. Особенности этих взаимодействий определяются, с одной стороны, уровнем морфофункциональной зрелости этих структур (в онтогенетическом аспекте), с другой - воздействием регуляционных механизмов, запускаемых как эндогенными, так и экзогенными факторами. 

 Согласно современным представлениям, основными формами регуляции состояния ЦНС являются адаптивная и гомеостатическая. Адаптивная регуляция представляет собой определенный приспособительный механизм, выработанный в процессе фило- и онтогенетического развития, который осуществляет переключение функционального состояния мозга с одного уровня на другой или меняет паттерн его активности при сохранении прежнего уровня. Благодаря адаптивной регуляции поддерживаются адекватные соотношения в системе «организм - среда», с одной стороны, и между отдельными элементами системы - с другой. Механизмы адаптивной регуляции функционируют в режиме следящей системы, в которой осуществляется в основном управление по возмущению. Если между текущим функциональным состоянием ЦНС и тем, которое требуется условиями среды, возникает рассогласование, то это является сигналом для изменения структуры исходного функционального состояния или перевода его на другой уровень, т. е. к адаптивной перестройке функциональной системы. 

 Устойчивость системы в пределах определенного адаптационного уровня деятельности поддерживается механизмами гомеостатической регуляции, направленной на поддержание гомеостаза, которая корректирует все внутренние отклонения в деятельности системы вокруг среднего уровня. При этом сами отклонения являются источниками управляющих сигналов, действующих по принципу обратной связи, т. е. регулирующие воздействия пропорциональны отклонениям состояния от заданного уровня, благодаря чему и обеспечивается устойчивость системы. Таким образом, гомеостатическая регуляция обеспечивает устойчивость определенного уровня функционального состояния ЦНС. Обе формы регуляции, взаимно дополняя друг друга, формируют функциональное состояние системы, соответствующее требованиям текущего момента. 

 Эффективность регуляции функционального состояния зависит от особенностей организации нервной системы. Так, учитывая гетерохронность созревания мозга, можно полагать, что механизмы регуляции функционального состояния, постепенно формируясь в процессе индивидуального развития, определяют совершенство регуляторных процессов при различного рода воздействиях, в частности при обучении, интенсивных умственных и физических нагрузках, адаптации к сложным и экстремальным условиям. Определение особенностей функциональных возможностей и адаптивных реакций мозга при выполнении того или иного вида деятельности на каждом отдельном этапе онтогенеза имеет большое значение для разработки и организации оптимальных форм и методов воспитания и обучения. Исходя из этого, нами было предпринято исследование динамики функционального состояния ЦНС у детей младшего школьного возраста в процессе адаптации к учебным нагрузкам. 

 Основываясь на литературных данных о том, что особенности различных функциональных состояний ЦНС находят достаточно полное отражение в параметрах БА мозга, а также, что альфа-ритм непосредственно связан с процессами саморегуляции деятельности мозга, в качестве показателя изменений функционального состояния ЦНС была выбрана динамика различных частотных составляющих спектра ЭЭГ.

 Изменение частотной характеристики фоновой ЭЭГ на протяжении учебного года. Для изучения особенностей функционального состояния покоя ЦНС у детей младшего школьного возраста в различные периоды учебного года было проведено лонгитюдное обследование 20 детей на протяжении 3 лет (с 1 по 3 класс). 


Рис. 12. Динамика частотного спектра ЭЭГ в состоянии спокойного бодрствования у первоклассников на протяжении первого полугодия

 Анализ усредненных, статистически достоверных показателей выраженности отдельных колебаний (по числу волн) на всем диапазоне частот ЭЭГ показал, что в начале сентября в состоянии спокойного бодрствования БА у детей 7 - 8 лет (1 класс) характеризовалась четко выраженным, доминирующим во всех областях коры альфа-ритмом (основной ритм покоя) частотой 8 - 12 Гц (рис. 12). Причем наиболее часто внутри этого диапазона регистрируются колебания частотой 8 и 9 Гц, составляя 37,6 и 35% соответственно от общего числа альфа-колебаний; 27,4% приходится на частоты 10 - 12 Гц. Из приведенных материалов видно, что максимально выраженной частотой (Мо) является 8 Гц, в то время как из литературных данных известно, что для детей 7 - 8 лет, составляющих возрастной контингент 1 класса, Мо доминирующего ритма должна равняться 9 Гц. Следовательно, начало школьного обучения и связанное с ним воздействие новых режимных условий вызывают изменение частотных показателей ЭЭГ, заключающееся в сдвиге Мо частоты доминирующего ритма покоя на 1 Гц в сторону медленноволновой части спектра БА. Следует отметить, что в ходе индивидуального развития частота 9 Гц начинает преобладать в характеристике основного ритма покоя лишь к 7 годам. Как известно, у детей 6 лет доминирующей частотой в диапазоне альфа-ритма является 8 Гц. В возрастном интервале 6 - 7 лет нет четкой Мо, колебания 8 и 9 Гц представлены в суммарной спектрограмме в одинаковой степени. В 7 лет Мо альфа-ритма составляет уже 8,75 Гц, а к 8 годам она достигает 9,6 Гц. 

 Вместе с тем напряженная деятельность любой физиологической системы приводит ее к переходу на более стабильный уровень функционирования, каким, по всей вероятности, для первоклассников и является уровень деятельности ЦНС, характерный для предыдущего возраста. Таким образом, можно сказать, что в первые дни пребывания в школе у детей 7 - 8 лет отмечаются регрессивные изменения в характеристике ЭЭГ спокойного бодроствования, что, вероятно, можно расценивать как проявление изменений функционального состояния ЦНС, связанных со стрессорными внешними воздействиями. Подобные данные получены при исследовании особенностей ЭЭГ детей в процессе А к новым режимным условиям. Показано, что изменения условий жизнедеятельности, будь то поступление в школу или детский сад, вызывает сдвиг в ЭЭГ ребенка, заключающийся в перемещении Мо частоты на 1 Гц в сторону более медленной части доминирующего ритма, а также усиление выраженности колебаний тета-диапазона (4 - 6 Гц). Эти сдвиги нивелируются к концу 1-го мес пребывания в школе или детском саду и трактуются как проявление адаптационных сдвигов функционального состояния ЦНС. 

 В специальных исследованиях последних лет показано, что адаптация ребенка к новому режиму и учебной нагрузке в основном заканчивается на 6-й нед обучения. 

 ЭЭГ-исследования, проведенные нами в середине октября (17 - 20 числа), полностью подтвердили это положение. Частотная характеристика ЭЭГ спокойного бодрствования у первоклассников в этот период по всем параметрам соответствует возрастным нормативам. Мода частоты смещается с 8 на 9 Гц, при этом число колебаний с частотой 8 Гц уменьшается на 20,7%, а 9 Гц увеличиваегся на 20% по сравнению с сентябрем. 

 Альфа-ритм, отражая состояние нейронов коры больших полушарий, участвует в процессах гомеостатического регулирования деятельности целостного мозга. На основании этого можно полагать, что стабилизация к октябрю частотной характеристики альфа-ритма соответственно возрастным нормативам свидетельствует о достижении оптимального уровня функционирования ЦНС у первоклассников лишь к 5 - 6-й нед от начала учебного года. Однако было выявлено (см. рис. 12), что в декабре доминирующей частотой в диапазоне альфа-ритма вновь, так же как и в начале года, становится 8 Гц, при этом число колебаний этой частоты возрастает на 30% в декабре по сравнению с октябрем и на 15% по сравнению с сентябрем. В декабре по сравнению с октябрем увеличивается также и амплитуда альфа-волн в среднем на 25 - 30 мкВ. Параллельно отмечается значительное уменьшение числа колебаний частотой 9 Гц (с 36,3% в октябре до 26,8% в декабре). Наряду с этим несколько возрастает (на 10%) число колебаний частотой 7 Гц. 

 Из приведенных материалов видно, что к концу первого полугодия в частотной характеристике БА мозга первоклассников наблюдаются сдвиги, сходные с теми, которые отмечались в начале учебного года (сентябре), но выраженные более интенсивно. Параллельно со сдвигом ведущей частоты альфа-ритма в сторону более низких частот отмечается и увеличение амплитуды альфа-колебаний, что свидетельствует о возрастании синхронизирующего эффекта в генезе корковой ритмики, которое отражает усиление синхронизирующих тормозных влияний, поступающих в кору из нижележащих отделов мозга, в частности из таламических ядер. Усиление влияний тормозной неспецифической системы может приводить к смещению активационного уровня коры и падению работоспособности. 

 Сопоставление данных, полученных нами в нейрофизиологических исследованиях в декабре, с данными изучения работоспособности, а также педагогическими характеристиками обследованных в то же время детей выявило снижение умственной работоспособности и внимания. Подобное явление наблюдала Л. М. Кудаева, исследуя состояние ЦНС у школьников в динамике учебного года. К концу декабря она отмечала снижение функционального состояния нервной системы, что сопровождалось ухудшением неврологических показателей, нарастанием вегетативной дистонии и падением работоспособности. Эти сдвиги объясняются особенностями школьного режима и интенсивной умственной нагрузкой. Изменения в двигательном режиме, обусловленные более длительным пребыванием школьников на улице в весеннее время, как показано в этой работе, улучшают состояние нервной системы, однако оно не достигает исходного уровня (показателей, полученных в начале года). 

 Исследования, проведенные нами в апреле, выявили, что к концу учебного года у первоклассников отмечается сдвиг частотных показателей БА мозга по сравнению с декабрем. Так, ведущей частотой в спектре доминирующего альфа-ритма вновь, как и в октябре, становится 9 Гц (рис. 13). Это происходит за счет резкого снижения выраженности биоэлектрических колебаний с частотой 8 Гц как по количеству - на 54% (по сравнению с декабрем), так и по амплитуде - на 30 - 35 мкВ. Параллельно с этим к концу учебного года отмечается уменьшение числа альфа-волн по всему спектру частот, присущих данному ритмическому диапазону, в среднем на 22% по сравнению с октябрем и на 34% по сравнению с концом первого полугодия. Кроме того, в апреле в ЭЭГ первоклассников наблюдалось увеличение выраженности медленной ритмики (5 - 7 Гц) в среднем на 15 - 18% по сравнению с предыдущими исследованиями. 


Рис. 13. Динамика частотного спектра ЭЭГ в состоянии спокойного бодрствования в различные периоды учебного года у школьников 1 - 3 классов

 Таким образом, суммируя вышеприведенные данные, можно сказать, что БА мозга у первоклассников в конце учебного года претерпевает ряд разнонаправленных изменений, из которых положительным является сдвиг Мо в более высокочастотную часть спектра доминирующего ритма соответственно возрастной норме; отрицательным - общее снижение выраженности альфа-ритма по всем характерным для данного возраста частотам, а также усиление выраженности медленных волн, что может отражать некоторое угнетение функционального состояния нервных элементов коры больших полушарий. Следует отметить, что обнаруженная нами динамика изменений ритмических составляющих ЭЭГ спокойного бодрствования на протяжении учебного года оказалась присущей не только ученикам 1 класса, но с некоторыми вариациями вообще учащимся младших классов (1 - 3 классы). Наиболее общим и закономерно повторяющимся из года в год оказалось снижение выраженности характерных для альфа-диапазона в возрастном интервале 8 - 10 лет колебаний частотой 8 - 9 Гц и увеличение количества медленных волн, составляющих тета-ритм, от начала к концу учебного года. 

 При этом если в 1 классе в разные периоды учебного года наблюдались разнонаправленные изменения частотных составляющих спектра ЭЭГ, то начиная со 2 класса отмечается однонаправленная динамика изменений БА в разные периоды обучения, что проявляется в стабильном снижении выраженности доминирующих частот альфа-ритма от октября к декабрю и затем к апрелю (см. рис. 13). Во 2 классе, как и в 1, к декабрю отмечается регрессивный сдвиг моды доминирующего альфа-ритма на 1 Гц, однако это происходит лишь за счет резкого снижения числа колебаний частотой 9 Гц (с 64,6% в октябре до 24 в декабре), при этом число колебаний частотой 8 Гц остается неизменным, стабильной остается и амплитуда альфа-колебаний. Наряду с этими изменениями отмечается некоторое увеличение числа медленных волн частотой 3 - 5 Гц. Таким образом, в данном случае, как и у первоклассников, в конце первого полугодия имеет место снижение функционального состояния клеток коры, которое может быть отражением процесса утомления. К концу учебного года вновь отмечается сдвиг Мо, как и у детей 1 класса, она перемещается в более высокую часть спектр а доминирующего ритма. Однако во 2 классе результаты исследования в конце учебного года по ряду показателей превосходят данные, полученные в октябре. Так, если Мо доминирующего ритма в октябре приходится на 9 Гц, то в апреле она достигает уже 10 Гц, параллельно с этим увеличивается выраженность более быстрых составляющих альфа-ритма - 10 - 12 Гц, а также колебаний, относящихся к бета - (13 - 15 Гц) и тета- (4 - 5 Гц) диапазонам. 

 Сдвиг частотной характеристики ЭЭГ спокойного бодрствования в сторону более высоких частот наряду с дальнейшим (по сравнению с декабрем) нарастанием выраженности медленных колебаний к концу учебного года у второклассников, по всей вероятности, можно расценивать как изменение баланса влияний тормозной и активирующей систем мозга в сторону некоторой застойности процессов возбуждения в коре на фоне снижения функционального состояния ее нервных элементов. 

 Наименьшие изменения в ЭЭГ спокойного бодрствования в течение учебного года были выявлены у третьеклассников. Основным отличием БА коры больших полушарий головного мозга у детей 3 класса является стабильность выраженности альфа-ритма на протяжении всего учебного года (см. рис. 13). Мода доминирующего ритма остается постоянной на всем протяжении исследуемого периода. Максимальные изменения от октября к апрелю заключаются в уменьшении числа колебаний частотой 9 Гц на 24,4% и увеличении выраженности колебаний более высоких частот (10 - 12 Гц) в пределах доминирующего альфа-ритма. 


Рис. 14. Индивидуально-возрастные изменения частотной характеристики БА у детей от 1 к 3 классу с разными типами (а) и (б) ЭЭГ в состоянии спокойного бодрствования (по данным октября)

 Анализируя причины столь четкой стабилизации ЭЭГ показателей состояния относительного покоя у третьеклассников, мы обратились к результатам лонгитюдных исследований индивидуальных спектрограмм, полученных в один и тот же период учебного года у одних и тех же детей за три года обучения (рис. 14). Было выявлено, что к 3 классу, к 9 - 10 годам, альфа-ритм становится доминирующей формой активности не только у тех детей, у которых он был достаточно четко выражен в 7 - 8 лет (рис. 14, а), но и в тех случаях, когда исходная ЭЭГ (т. е. ЭЭГ первоклассника) была полиритмической (рис. 14, б). 

 Из рисунка видно, что в начале первого года обучения ЭЭГ Светы Б. (7 лет 2 мес), гистограмма которой приведена на графике, характеризовалась ярко выраженной полиритмией с наличием большого числа медленных волн (2 - 7 Гц) и доминированием колебаний высокочастотной части спектра (12 - 18 Гц). Через год выраженность медленных волн значительно уменьшается - частоты 2 - 4 Гц практически перестают регистрироваться, возрастает число колебаний, относящихся к альфа-ритму. При этом частотные диапазоны альфа- и тета-ритмов частично перекрываются. Это происходит за счет того, что колебания частотой 7 Гц могут относиться как к одному, так и к другому ритму. В суммарной спектрограмме частоты 7 и 8 Гц представлены в одинаковой степени. К 9 годам (3 класс) суммарный спектр ритмических составляющих ЭЭГ сдвигается в сторону более высоких частот. Альфа-ритм начинает преобладать по сумме колебаний над всеми остальными частотными диапазонами, выраженность отдельных его компонентов стабилизируется. 

 На основании проведенного нами анализа лонгитюдных изменений частотной характеристики БА можно сказать, что независимо от типа ЭЭГ к 9 - 10 годам альфа-ритм становится доминирующей формой активности коры больших полушарий в состоянии спокойного бодрствования, т. е. лишь к этому возрасту, исходя из положений А. А. Ухтомского, заканчивается «организация состояния относительного покоя, как готовности к действию». Известно, что возрастные изменения ЭЭГ отражают степень созревания нейронного аппарата коры, что в свою очередь определяет особенности корково-подкорковых взаимоотношений и находится в прямой связи с уровнем «энергетической платы» за интенсивное функционирование, обусловленное процессом обучения. К этому же возрасту отмечаются существенные сдвиги в функциональном созревании лобных отделов коры, играющих, как известно, важную роль в регуляции процессов активации в коре, а следовательно, и функционального состояния мозга в целом. В то же время к 3 классу ребенок, по всей вероятности, адаптируется как к режимным условиям, так и учебным нагрузкам. 

 Изменение некоторых показателей реактивности коры больших полушарий на протяжении учебного года. Исследование электрофизиологических реакций на сигналы внешнего мира представляет широкие возможности для изучения функциональных сдвигов, происходящих в ЦНС под влиянием различных факторов, а также для анализа сложной приспособительной деятельности человека. С целью получить более полные данные о динамике функционального состояния ЦНС, в частности ее реактивности в процессе А младших школьников к учебной нагрузке, было проведено исследование реакции активации у школьников 1 - 3 классов. 

 Реакция активации, являясь корковым компонентом ориентировочного рефлекса, отражает как силу активационных влияний, поступающих из подкорковых центров в кору, так и возможность коры воспринять эти влияния. В процессе индивидуального развития реакция активации претерпевает ряд изменений, окончательно устанавливаясь лишь к 15 годам. Ее динамика в интервале 7 - 9 лет заключается в усилении выраженности реакции дифинитивного (взрослого) типа к 9 годам, что обусловлено прогрессивным функциональным созреванием коры больших полушарий в этом возрастном диапазоне. 


Рис. 15. Спектрограмма БА мозга в состоянии относительного покоя (1) и при действии звука (2) у детей 1 - 3 классов в разные периоды учебного года 

 Проведенное нами исследование показало, что динамика изменений реакции активации на протяжении учебного года у детей 1 и 2 классов практически идентична. Максимальная выраженность реакции в обоих случаях отмечается в октябре (рис. 15), в декабре она значительно ухудшается. Сопоставляя приведенные факты с данными динамики фоновой ЭЭГ, можно сказать, что ухудшение состояния относительного покоя ЦНС, отмечающееся к концу первого полугодия, наряду с ослаблением реакции активации отражает снижение реактивности ЦНС в этот период учебного года. Эти изменения, вероятно, являются результатом одновременного взаимодействия нескольких факторов: с одной стороны, снижения функциональных возможностей нервных элементов коры за счет утомления, вызванного значительными учебными нагрузками, с другой - усиления влияний тормозной неспецифической системы у детей 2 класса. Интересно, что к концу учебного года, в апреле, реактивность коры больших полушарий у школьников 1 - 2 классов улучшается: выраженность реакции активации возрастает по сравнению с серединой года, хотя уровень ее все же не достигает оптимальных величин. 

 Таким образом, к концу учебного года, несмотря на неблагоприятные изменения состояния относительного покоя, сопровождающиеся определенной дезорганизацией корковой ритмики у детей 7 - 9 лет, происходит некоторое восстановление реактивности коры, проявляющееся в улучшении выраженности реакции на афферентную стимуляцию. 

 Особое место занимают данные исследования реакции активации у третьеклассников. Из усредненных гистограмм видно, что выраженность реакции активации у детей этой возрастной группы остается практически неизменной на протяжении всего учебного года. Даже к апрелю, когда, по данным частотной характеристики фоновой БА, наблюдается некоторое ухудшение состояния относительного покоя ЦНС, реактивность коры, т. е. способность реагирования на афферентную стимуляцию, не изменяется. 

 Суммируя данные исследования функционального состояния ЦНС у детей 3 класса на протяжении учебного года, следует сказать, что как по показателям ЭЭГ спокойного бодрствования (стабильность частотной характеристики БА покоя), так и по показателям реактивности коры больших полушарий, остающихся на высоком уровне на протяжении всего учебного года, его можно охарактеризовать как оптимальное для реализации деятельности. 

 Исследование особенностей функционального состояния ЦНС у детей младшего школьного возраста в разные периоды учебного года показало, что начало школьного обучения и связанный с ним переход к новым условиям жизнедеятельности вызывают у первоклассников изменения частотно-амплитудных показателей спектра БА головного мозга, заключающиеся в сдвиге Мо доминирующего альфа-ритма на 1 Гц в сторону нижней границы и увеличения амплитуды колебаний. Известно, что основные показатели альфа-ритма, такие, как его частотная характеристика и Мо, являются генетически детерминированными параметрами на каждом из этапов индивидуального развития. Из вышесказанного можно заключить, что характеристика альфа-ритма - один из наиболее стабильных показателей электрогенеза мозга. Это положение подтверждается также и в работе Г. М. Фрид, свидетельствующей о том, что доверительный интервал колебаний частоты ведущего ритма в пределах альфа-спектра составляет у 7-летних детей +-0,26 Гц, у 8-летних +-0,21 Гц, а у 9-летних +-0,12 Гц. Наряду с этим альфа-ритм имеет отношение к осуществлению жизненно важных гомеостатических функций мозга и является оптимальным фоном для развития различных корковых процессов. 

 На этом основании можно полагать, что отклонение Мо альфа-ритма на 1 Гц свидетельствует об изменении регуляционных процессов в коре и, в частности, о сдвиге процесса гомеостатического регулирования. Нарушение стабилизирующих гомеостатических влияний ведет к снижению регуляционной и структурной устойчивости системы. Вместе с тем известно, что регуляция любого функционального состояния ЦНС обеспечивается определенным соотношением тормозных и активирующих влияний на кору, обусловленных деятельностью соответствующих неспецифических систем, причем, как показали Н. Н. Василевский и В. В. Трубачев, «подвижность и чувствительность тормозных процессов превосходит активирующие». Отмеченное нами усиление синхронизирующих влияний в генезе ВА мозга к концу первого полугодия у детей 7 - 8 лет (1 - 2 классы), по всей вероятности, и есть отражение увеличения активности тормозной системы, причем у первоклассников этот эффект выражен сильнее из-за определенной незрелости коры больших полушарий. К 8 годам (2 класс) по мере функционального созревания коры, и особенно лобных долей, регулирующие кортикофугальные воздействия частично балансируют повышенную активность тормозной системы. 

 Однако если функциональное состояние ЦНС не оптимально, как это имеет место при утомлении, то функциональная система оказывается менее устойчивой и для своего поддержания требует больших затрат энергии и информации. Это и обеспечивается включением адаптационных механизмов, переводящих ЦНС на другой энергетический уровень функционирования, что проявляется в восстановлении реактивности коры к концу учебного года. 

 Дальнейшее созревание коры, особенно лобных ее отделов, регулирующих как процессы генерализованной, так и локальной активации различных корковых структур, адекватные выполняемой деятельности, отмечающиеся к 9 - 10 годам (3 класс), отражается, по всей вероятности, и в совершенствовании процессов саморегуляции деятельности мозга и стабилизации функционального состояния ЦНС на протяжении учебного года. Совершенствование регуляции функционального состояния ЦНС находится в неразрывной связи с морфофункциональным созреванием высших отделов ЦНС.





Категория: Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам | (30.04.2015)
Просмотров: 3192 | Рейтинг: 0.0/0
Среда, 26.07.2017, 15:35
Меню сайта
Категории раздела
Болезни
Лекарства
Тайна древнего бальзама мумиё-асиль
Йога и здоровье
Противоядия при отравлении
Как бросить курить
Рак пищевода
Основы флюорографии
Флюорография
Рентгенология
Детская рентгенология
Вопросы рентгенодиагностики
Применение рентгеновых лучей в диагностике и лечении глазных болезней
Рентгенодиагностика заболеваний и повреждений придаточных полостей носа
Рентгенодиагностика обызвествлений и гетерогенных окостенений
Рентгенодиагностика родовых повреждений позвоночника
Рентгенодиагностика заболеваний сердца и сосудов
Беременность
диагностика и лечение болезней сердца, сосудов и почек
Кости
фиброзные дистрофии и дисплазии
Рентгенологическое исследование в хирургии желчных путей
Рентгенологическое исследование сердечно-сосудистой системы
Рентгенология гемофилической артропатии
Пневмогастрография
Пневмоперитонеум
Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам
Судебная медицина
Рентгенологическое исследование новорожденных
Специальные методы исследования желчных путей
Растения на вашем столе
Диатез
Поиск по сайту
Реклама
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2017